В четверг республиканская избирательная комиссия Сербии обещает обнародовать
окончательные результаты досрочных парламентских выборов, прошедших в воскресенье 11 мая. Но уже вчера было ясно, что неожиданно уверенную победу одерживает президентский блок «За европейскую Сербию -- Борис Тадич». Тем не менее победа этого прозападного блока может оказаться пирровой в том случае, если все остальные прошедшие в скупщину (парламент) партии объединятся против него, а такой вариант не исключается.
Пока же расклад мандатов в будущем составе 250-местной скупщины таков. Сторонники Бориса Тадича скорее всего получат 102 депутатских места. Для формирования кабинета необходимо минимум 126 мандатов. Тем не менее на волне победной эйфории президент уже назвал итоги голосования «великой победой» и заявил, что «Сербия без колебаний подтвердила ясный европейский путь». Похожие оценки присутствуют в заявлении Евросоюза, аплодирующего «победе проевропейских партий» и поражению «националистического вызова».
«Однако чтобы сформировать в скупщине устойчивое прозападное большинство, президентскому блоку нужны надежные союзники, а среди прошедших в скупщину партий таковых не наблюдается, -- пояснил в беседе с «Временем новостей» эксперт Института славяноведения РАН Александр Карасев. -- Главные потенциальные партнеры Тадича -- либерал-демократы -- выступили крайне неудачно. Эта партия, призывающая сербов забыть о провозгласившем независимость крае Косово в обмен на вступление в Евросоюз, едва перевалила через пятипроцентный порог, и ее голосов не хватит для формирования президентского большинства».
Что касается других партий, то они уже заявили о готовности создать свою коалицию. Ее могут составить оппозиционная Сербская радикальная партия (СРП, 77 мандатов), блок «Демократическая партия Сербии -- Новая Сербия» премьер-министра Воислава Коштуницы и министра инфраструктуры Велимира Илича (30 депутатских мест), а также Соцпартия (20 мандатов). Таким образом, этой коалиции, не скрывающей антипатии к Западу и настроенной на сотрудничество с Россией, могут отойти не менее 127 мест в парламенте. «Этого достаточно для формирования парламентского большинства, и поэтому в Сербии реально появление многопартийного антипрезидентского кабинета, способного заблокировать любую инициативу Бориса Тадича», -- считает Александр Карасев.
Воислав Коштуница и зампред СРП Томислав Николич уже начали переговоры о формировании нового правительства, а лидер Соцпартии Ивица Дачич пообещал к ним присоединиться. «Коштуница готов к самым широким переговорам, в частности намерен максимально конструктивно обсуждать кандидатуру возможного премьера», -- сообщил «Времени новостей» официальный представитель премьерской Демократической партии Сербии г-н Андрея Младенович. А один из лидеров СРП Александр Вучич в беседе с нашей газетой подчеркнул, что Коштуница и Николич «достигли значительного прогресса в обсуждении характера, целей и программы будущего кабинета». Правда, он оговорился, что переговоры о его формировании «еще не завершены».
Появление в Сербии правительства радикалов, социалистов и сторонников «умеренного националиста» Коштуницы может стать холодным душем для Евросоюза и открыть новые возможности для развития сербо-российского сотрудничества. Ведь и Коштуница, и Николич выступают за всестороннее экономическое, политическое, а зампред СРП -- и за военное партнерство с Россией.
Впрочем, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова предлагает не спешить с оценками и дождаться формирования правительства. Ведь не исключено, что президенту Борису Тадичу все-таки удастся сколотить коалицию с социалистами, вместе у них будет достаточно мандатов. В интервью «Времени новостей» эксперт отметила, что «в Москве существуют разные точки зрения на то, победа какой из ведущих политических сил Сербии более отвечает российским интересам. Есть мнение, что России легче сделать пророссийским Тадича, чем усмирить радикализм Николича. В любом случае сотрудничество России и Сербии продолжится».