|
|
N°80, 12 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парад возможностей
Впервые после распада СССР Россия отметила День Победы танками и самолетами
Россия отметила 63-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Венчал торжество военный парад на Красной площади, в котором впервые после распада СССР принимала участие боевая техника. За тем, как отмечали праздник в столице, наблюдал корреспондент «Времени новостей» Кирилл МЕЛЬНИКОВ.
8 мая новый президент Дмитрий Медведев возлагал цветы к могиле Неизвестного солдата. Поэтому из соображений безопасности перекрыли все возможные подходы к Александровскому саду. Студенты, а также персонал Госдумы и Исторического музея привыкли, что с начала мая самый короткий путь к их рабочим местам закрыт, поэтому, уже выходя из метро «Театральная» и завидев оцепление, безропотно отправлялись в обход.
Тем временем руководство страны постепенно стекалось к могиле Неизвестного солдата. "Текли" с двух сторон: законодательная власть в лице депутатов Госдумы входила в Александровский сад через главные ворота. Власть же исполнительная -- исполняющие обязанности министров и работников администрации президента -- в основном появлялась из глубин сада. При этом депутаты, которым, чтобы попасть со своего рабочего места к Кремлевской стене, надо было перейти только одну улицу, все-таки отказались от служебного автотранспорта с мигалками на крыше, предпочтя ему пешую прогулку. Работники администрации президента, которым тоже не так уж далеко до могилы Неизвестного солдата, все же предпочли свои машины, которые были оставлены довольно далеко от точки сбора, но все равно чернели сквозь зелень сада.
Два соединившихся потока быстро превратились в один, довольно громко журчащий -- видимо, всех слишком переполняли эмоции, связанные с кадровыми изменениями, уже происшедшими и ожидаемыми, ведь через несколько часов депутатам предстояло утвердить Владимира Путина премьером. При этом самым довольным выглядел бывший премьер-министр Виктор Зубков: загорелый, он перекидывался фразами со своими подчиненными и часто смеялся в голос. Однако как только откуда-то из глубины Александровского сада на главную аллею вырулил лимузин Владимира Путина, уже лишенный характерного атрибута президентской власти -- штандарта на капоте, -- оживленные депутаты и министры стали серьезными и, как по команде, выстроились в несколько аккуратных рядов.
Вышедший из машины Владимир Путин сразу отправился в первый ряд, где для него было оставлено место. В это время к могиле Неизвестного солдата уже подъезжал новый «Мерседес» Дмитрия Медведева с закрепленным впереди президентским штандартом. Г-н Медведев поздоровался за руку со всеми чиновниками и депутатами, которые пришли почтить память погибших в Великой Отечественной. После этого глава государства, отделившись на несколько шагов от шеренги чиновников, медленно прошел к могиле Неизвестного солдата и возложил венок «От президента Российской Федерации». С цветами в руках за ним проследовало остальное руководство страны.
Тем временем депутаты возвращались на свои рабочие места. Им почему-то не хотелось спускаться в подземный переход, к народу, поэтому, чтобы они поскорее попали к главному входу в Госдуму, для законодателей перекрыли Охотный ряд. Автомобилисты томились в ожидании. Депутаты, возглавляемые вице-спикером Госдумы Любовью Слиской, уже было сделали первый шаг на проезжую часть, однако там вдруг показалось несколько черных лимузинов с мигалками, которым пришлось уступить дорогу и отступить назад. Когда депутаты еще раз попробовали перейти перекрытую улицу, история повторилась: следовал еще один кортеж. На третий раз все-таки получилось.
Корреспонденту «Времени новостей» в отличие от депутатов в подземный переход спускаться все-таки пришлось. Оказалось, переходами пользуются не только журналисты: вместе с обычными гражданами под землей передвигались члены кабинета министров. Их группу возглавлял и.о. вице-премьера Алексей Кудрин, который шел рядом с и.о. министра экономического развития Эльвирой Набиуллиной, затем следовал и.о. министра регионального развития Дмитрий Козак, а замыкал процессию и.о. министра природных ресурсов Юрий Трутнев, о чем-то оживленно беседующий с и.о. министра информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. Однако направлялись они не на свои рабочие места, а в гостиницу «Националь».
Парад Победы, который прошел на следующий день на Красной площади, стал самым масштабным в истории России. Впервые за 18 лет в нем приняла участие военная техника, что обернулось проблемами для столицы: во время репетиции для ее проезда пришлось перекрывать полцентра города. Многие недоумевали, зачем возрождать уже забытую советскую традицию «бряцать оружием», поэтому бывшему президенту Путину даже пришлось ответить критикам, что «мы никому не угрожаем», а просто «демонстрируем наши возрастающие возможности в сфере обороны». В этой демонстрации было задействовано 100 единиц боевой техники (от простых «УАЗов» до «Тополей»), 33 боевых самолета и более 8 тыс. военнослужащих.
Помимо демонстрации боеспособности на Красной площади демонстрировали и новую форму для российской армии, разработанную модельером Валентином Юдашкиным. Однако один из участников парада пожаловался «Времени новостей», что в ней «как в парнике», да и вообще она очень напоминала ему форму тех, победу над кем отмечали.
Построенные войска приветствовал и.о. министра обороны Анатолий Сердюков, которого, впрочем, диктор назвал министром. Он и командующий войсками Московского военного округа Владимир Бакин объехали их на непременных для этого торжественного мероприятия кабриолетах ЗИЛ-115, которые с 1981 года не пропустили ни одного Парада Победы. Затем г-н Сердюков доложил главнокомандующему Дмитрию Медведеву, что «войска к параду готовы».
Г-н Медведев поздравил россиян с праздником -- «самым народным и самым священным, который навечно стал символом национального единства». Он поблагодарил ветеранов за то, что они «дали нам заряд великой веры в нашу национальную силу, самостоятельность и свободу». Президент заявил, что надо «крайне серьезно относиться к любым попыткам посеять расовую или религиозную вражду, разжечь идеологию террора и экстремизма, к намерениям вторгаться в дела других государств». По его словам, "нельзя допускать пренебрежения нормами международного права, права, которое было выстрадано всем мировым сообществом, права, без которого невозможна безопасная жизнь и справедливый миропорядок».
После исполненного военным оркестром гимна России начался сам парад. По традиции его открывали юные барабанщики-суворовцы. Затем солдаты в форме времен Великой Отечественной пронесли по площади штандарты десяти фронтов и 49 соединений. После этого мимо трибун проследовали другие участники парада.
Напоследок началось то самое «бряцание оружием». Несмотря на то что танковые гусеницы «одели» в специальные резиновые накладки, звук их удара о брусчатку был настолько сильным, что заглушал комментарии дикторов. Появившиеся на Красной площади реактивные комплексы «Тополь», которых с большим интересом ожидали иностранные журналисты, были удостоены не меньших оваций, чем речь нового президента Дмитрия Медведева. Причем громче всех приветствовали наши «возрастающие возможности в сфере обороны» ветераны, которым, видимо, было очень важно понять, что Россия осталась и останется непобедимой.
Закрыли парад пролетевшие над главной площадью страны боевые самолеты.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ