Коалиционное правительство Сербии на последнем перед
парламентскими выборами заседании утвердило энергетическое соглашение с Россией. После двух провальных попыток и.о. премьера Воислава Коштуницы поставить этот вопрос на голосование члены правительства единогласно высказались за то, чтобы отправить документ на ратификацию в парламент, новый состав которого будет сформирован по итогам состоявшихся вчера внеочередных выборов. Это позволит поставить вопрос на голосование в сербской скупщине (первое заседание которой должно состояться уже в июне), не дожидаясь создания очередного коалиционного кабинета министров.
До сих пор соглашение с «Газпромом», которое предполагает прокладку по территории страны трубопровода «Южный поток», строительство подземного хранилища газа и покупку «Газпром нефтью» контрольного пакета акций госкомпании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), блокировали министры из партии президента Бориса Тадича и его политических союзников. Однако на прощальном заседании 9 мая состоялась двухходовая комбинация, позволившая противоборствующим сторонам выйти из патовой ситуации. Сторонники Воислава Коштуницы не стали мешать проевропейским министрам утвердить подписанное 29 апреля соглашение о стабилизации и ассоциации (САА) Сербии с ЕС. А те в свою очередь поддержали
энергетический пакт с Россией. В итоге оба документа отправились в парламент одновременно, хотя российско-сербское соглашение было завизировано в Москве больше трех месяцев назад. Причем тогда на подписании присутствовали и президент Борис Тадич, и премьер Воислав Коштуница.
Тем не менее г-н Коштуница и министры из его Демократической партии Сербии демонстративно не стали участвовать в голосовании по договору САА, но вернулись и вместе с оппонентами утвердили соглашение с Россией. Бывший премьер-министр объяснил свое неприятие проевропейского документа тем, что оно может быть воспринято как согласие Белграда с тем, что большинство стран -- членов ЕС признали независимость Косово.
Министр иностранных дел Сербии на пресс-конференции дипломатично назвал оба соглашения двумя стержнями развития отношений с Россией и ЕС. А вице-премьер Божидар Джелич заявил: «9 мая, которое празднуется как День Европы, стал победным для будущей европейской Сербии, которая в то же время укрепляет связи с Россией, создавая условия лучшей жизни для своих граждан».
Энергетический альянс с Россией был очень болезненно воспринят в Европе. Внеконкурсная продажа NIS, к которой интерес проявляли многие европейские концерны, группе «Газпром» ниже рыночной стоимости (400 млн евро при оценке компании в 1,2 млрд евро) вызвала волну недовольства. Хотя Брюсселю не удалось сорвать подписание соглашения, политический кризис в Сербии, спровоцированный развалом правительственной коалиции вследствие противоречий по вопросу о самопровозглашении независимости Косово, привел к отсрочке реализации договоренностей.
В апреле в связи с этим сопредседатель межправительственной комиссии по сотрудничеству с Белградом, глава МЧС Сергей Шойгу специально съездил в столицу Сербии, чтобы ускорить процесс. Однако, несмотря на получение очередной порции заверений со стороны Бориса Тадича, второе голосование в правительстве было провалено. И замаячила тень более длительной проволочки и возможного срыва договоренностей. Формирование нового правительства могло затянуться, и, следовательно, сроки возможной ратификации документа оказались совершенно непредсказуемы. Между тем специальным протоколом к соглашению от 25 января предусмотрено его одобрение парламентами двух стран в течение четырех месяцев. Российская сторона процедуру ратификации завершила.