Перед открытием вчерашнего праздничного концерта в Севастополе по случаю 225-й годовщины со дня образования Черноморского флота московский мэр Юрий Лужков вновь вторгся в неподвластную ему сферу внешней политики и завел речь о государственной принадлежности города. «Этот вопрос остался нерешенным, и мы его будем решать. Мы его будем решать в пользу тех государственных позиций и того государственного права, которое имеет Россия по отношению к своей военно-морской базе -- Севастополю», -- сказал мэр. Он напомнил, что в 1948 году Севастополь стал городом государственного подчинения, при этом «в 1954 году город не вошел в число тех областей, тех территорий, которые Хрущев передал Украине».
Юрий Лужков пояснил, что в ответ на прозападную политику Киева россиянам пора выходить из Договора о дружбе с Украиной, подписанного в мае 1997 года. Как подчеркнул московский градоначальник, в конце этого года Россия получит право не продлевать действие этого документа: «Выйдя из договора, мы снова сможем открыть вопрос о Крыме и Севастополе». Тогда же, в мае 1997 года, был подписан договор по Черноморскому флоту. Согласно документу,
главной базой и местом базирования Черноморского флота до 2017 года остается Севастополь.
Украинские спецслужбы заранее опасались, что гость из России скажет на торжествах по случаю 225-летия Черноморского флота что-нибудь неприятное. Накануне в аэропорту Симферополя служба безопасности Украины (СБУ) в письменном виде предупредила Юрия Лужкова о недопустимости «противоправных действий, которые могут быть расценены как нарушение законодательства Украины». Сотрудники СБУ сослались на заявления московского мэра, сделанные им во время визита в Севастополь в феврале. Тогда Лужков заявил на митинге, что «непродуманные процессы оторвали Севастополь и Крым от России, оставили глубокую рану, которая не заживает».
Находившийся вчера в Севастополе директор Института стран СНГ Константин Затулин сообщил по телефону «Времени новостей», что предупреждение, которое вручили Юрию Лужкову -- «очень странная бумага без подписи со штампом «Служба безопасности Украины»». По поводу этого "гостеприимного подарка" с призывом к молчанию г-н Лужков заметил: «
Мы не хотим раскола между нашими государствами, но мы хотим эту правду говорить, чтобы эта правда была основой нашего отношения к тому, что происходит».
С утра торжества по случаю 225-летия ЧФ начались военно-морским парадом в акватории Севастопольской бухты. Доклад о готовности к параду принимали российский командующий Черноморским флотом вице-адмирал Олег Гарамов и комфлота Украины вице-адмирал Игорь Тенюх. С юбилеем моряков-черноморцев поздравил главком российского ВМФ адмирал Владимир Высоцкий: «Заход 13 мая 1783 года в Крымскую бухту у селения Ахтиар военных кораблей Азовской флотилии ознаменовал решение одной из главных проблем государственного развития страны -- выхода к Черному морю и создания на нем регулярного военного флота, способного защитить и отстоять интересы России». Принимавший участие в празднике и.о. министра обороны России Анатолий Сердюков заявил, что «единый праздник флотов России и Украины является залогом для укрепления сотрудничества двух держав как на морских, так и на политических просторах».
Среди тридцати боевых кораблей и десятка вспомогательных судов в параде участвовали также украинские: большой десантный корабль «Константин Ольшанский» и судно размагничивания «Балта». «Участие украинских военных кораблей в параде дало возможность празднику вообще состояться», -- заявил «Времени новостей» Константин Затулин. Он пояснил, что украинская сторона «до последнего выступала против проведения парада российских военных кораблей, предлагая заменить его водно-спортивным праздником».
В конце апреля руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич назвал парад и прохождение военной техники «элементом военной идеологии» и заявил, что торжества могут проходить только в местах дислокации российского флота. Тогда же, в апреле, первый заместитель председателя Севастопольской городской администрации Владимир Казарин начал бомбардировать командование Черноморского флота письмами, в которых пытался навязать командующему флота вице-адмиралу Александру Клецкову условия проведения праздника. Когда стало ясно, что командование Черноморского флота не намерено отменять парад, украинцы пошли на то, чтобы он состоялся, но с участием украинских кораблей.
И все же российским морякам пришлось отказаться от проведения в городе парада боевой техники, генеральная репетиция которого чуть не привела к столкновению с украинскими силами охраны порядка. В день репетиции 6 мая выяснилось, что рейд Севастопольской бухты не был перекрыт, голоса дикторов на гостевых трибунах глушились рассказом про Лесю Украинку, а сотрудники украинской полиции заблокировали въезд в город для российских бронетранспортеров. Чтобы не допустить БТРы в Севастополь, украинские милиционеры вызвали на подкрепление бойцов спецназа «Беркут». Российские десантники во избежание кровопролития вернули бронетранспортеры на десантный корабль.
Программу парада праздника удалось согласовать только 9 мая, но проведение юбилея флота по урезанному сценарию вчера не обошлось без инцидентов. Около десятка националистов из УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея -- Украинская народная самооборона) попытались выставить пикет у штаба Черноморского флота. Г-н Затулин сообщил «Времени новостей», что местные представители пророссийских организаций и крымского казачества закидали пикет националистов куриными яйцами. Завязалась также драка жителей Севастополя с местными «оранжевыми», которые попытались сорвать возложение цветов российской делегацией к могилам русских адмиралов -- основателей Черноморского флота во Владимирском соборе. От расправы зачинщиков потасовки спасла украинская милиция. Праздник завершился салютом и фейерверком с лазерным шоу.