|
|
N°38, 05 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Издержки бдительности
В Америке опасно быть авиапассажиром
В минувший четверг в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди совершил посадку «Боинг»-747-400 компании Air India, прилетевший из Лондона. Помимо 19 членов экипажа в самолете было 378 пассажиров. Их встречали не только родственники и друзья, но и группа сотрудников ФБР, спешно вызванных в аэропорт для разговора с одним из пассажиров. Ради одного человека не только потревожили фэбээровцев, но и подняли в воздух перехватчики Североамериканской аэрокосмической обороны: в 200 милях от берега лайнер встретили канадские истребители, а над территориальными водами США его вели американские F-16.
Весь этот сыр-бор, почти немыслимый до 11 сентября, но сейчас уже привычный, разгорелся после того, как одному из сотрудников лондонского аэропорта показалось, что он узнал в вылетающем в Нью-Йорк пассажире одного из террористов, чьи фотографии распространяются властями. Этого было достаточно, чтобы поднять в воздух военную авиацию и отправить в аэропорт сотрудников спецслужб, которые должны были установить личность подозрительного пассажира. Биржа мгновенно прореагировала на сообщения падением котировок, правда, мимолетным. Пассажир оказался не террористом, и беднягу скоро с извинениями отпустили. Начиная с сентября подобные инциденты случаются с достаточной регулярностью, хотя перехватчики задействуются не так часто.
Вопреки протестам рыночников, безопасность в аэропортах недавно была национализирована дядей Сэмом: ею теперь ведает не частный сектор, а государственный. Тем временем багаж и пассажиров пока по большей части проверяют все те же низкооплачиваемые сотрудники, которые в массе своей, мягко говоря, не доктора наук. Хотя к своему рейсу теперь надо приезжать не за пять минут, как бывало, а часа за два, нельзя сказать, чтобы былую беспечность сменил железный контроль: почти каждый день поступают сообщения о накладках.
Например, телекомпания CBS послала человека в пять калифорнийских и невадских аэропортов, где он благополучно сел в самолет, предъявив при покупке билета и на контроле фальшивые водительские права (это самое распространенное в Америке удостоверение личности). Проверяющие ограничивались беглым взглядом на поддельный документ и ни разу не попросили, чтобы его до конца вынули из бумажника. Американские водительские права выдаются не Вашингтоном, а отдельными штатами, и уже слышатся призывы ввести единые федеральные. Эта инициатива вызывает протесты ревнителей народных вольностей, опасающихся усиления правительственного левиафана. Кстати, американские штаты выдают в общей сложности 200 видов официальных удостоверений: это не только права, но и, скажем, удостоверения прессы. Подделывай не хочу. В идеале права надо проверять портативным сканером, который читает магнитную полосу на их задней стороне и стоит всего порядка 90 долларов. Но купить их не дошли руки.
В четверг в гигантском аэропорту Лос-Анджелеса обнаружилось, что вилка металлодетектора по какой-то причине вынута из розетки. Сотни пассажиров вынуждены были по новой пройти контроль, в связи с чем задержался вылет более чем 300 рейсов. Во вторник нечто подобное произошло в аэропорту Буффало, но там было задержано всего десять рейсов, а заново прошли через просветку лишь 500 человек. В понедельник был эвакуирован бостонский аэропорт Логан, где пять минут не работал металлодетектор. Через него заново прогнали 1200 пассажиров. Раньше такого нельзя было себе даже представить, но сентябрьские теракты оставили в стране глубокое впечатление и изменили отношение к безопасности, хотя, как видно, не до конца.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк