|
|
N°80, 12 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Драма Франка Райкарда
Печальное, по-детски растерянное лицо Франка Райкарда в конце очередного «классико» чемпионата Испании «Реал» (Мадрид) -- «Барселона» было достойно высокой драмы. Возглавив «Барсу» в 2003 году, когда она была командой без внятной игры и без достойных этого крайне амбициозного клуба результатов, Райкард прошел с ней полный цикл развития. И вот спустя пять лет, выиграв подряд два чемпионата Испании и Лигу чемпионов, команда снова вступила в стадию локального падения. Райкард уже знал, что по окончании сезона уходит и что уже ничего не сможет поделать с этим спадом. Но в игре с «Реалом», главным извечным соперником, его команда играла так плохо, как в самом начале пути Райкарда в «Барсе». Казалось, что один из самых выдающихся тренеров в истории «Барселоны» банально пересидел в ней и оставляет команду почти в таком же плачевном состоянии, в котором принимал. Это ощущение и было сутью драмы Райкарда.
Великие футбольные команды очень похожи на репертуарный театр. Даже самый замечательный репертуарный театр со звездной актерской труппой и выдающимся режиссером через пять или десять лет без вливания свежей крови и свежих идей если не умирает, то необратимо тускнеет. Именно этот необратимый (и, очень может быть, совсем кратковременный) закат яркой звезды случился с командой Франка Райкарда.
Руководство и болельщики «Барселоны» привыкли к тому, что их команда должна стремиться не просто выигрывать все турниры, в которых участвует, но и обязательно побеждать посредством феерической атакующей игры. Райкард сумел совместить полезное (победы в чемпионате страны и Лиге чемпионов) с приятным («Барселона», пожалуй, вместе с «Манчестер Юнайтед» по праву считается самым зрелищным клубом мира последних нескольких лет). Но феерить бесконечно невозможно, да и соперники привыкли к тому, что «Барса» действует в одной манере и не может играть по обстоятельствам ни в какой другой.
В момент заката великого театра можно принять два решения: сменить режиссера или позволить ему пойти на новый творческий цикл, обновить труппу. С великими командами происходит то же самое. Те же «Реал», «Барселона», «Милан» предпочитали в момент локальных неудач заменять одних звездных или многообещающих тренеров другими. «Манчестер Юнайтед» и лондонский «Арсенал» шли по другому пути: они оставляли наставников, позволяя им делать новые команды, самим выбираться из спадов и достигать новых высот с новыми и по-новому раскрывающимися старыми игроками. Поэтому Алекс Фергюссон и Арсен Венгер стали тренерами, творившими историю не одной, а нескольких версий своих клубов.
Оба варианта имеют плюсы и минусы. Плюс «несменяемых тренеров» в их уверенном планировании горизонта команды, в возможности строить ее, не опасаясь, что локальная неудача в одном сезоне автоматически приведет к увольнению. Минус -- в стрессе, который может пережить команда в момент ухода «тренера-эпохи», в том, что глаз "несменяемого" может замылиться. Плюс приглашения новых великих или потенциально очень способных наставников в суперклубы -- в шансе на появление нового видения футбола, новых идей, новых красок в игре команды. Минус -- в риске впасть в тренерскую чехарду, если у одного, другого, третьего наставника не получится дать быстрый результат, которого постоянно жаждут привыкшие к великим победам болельщики суперклубов.
«Барселона» пошла по второму пути, вслед за «Реалом». Хотя мадридисты второй раз подряд выиграли чемпионат Испании, считать удачным назначение их наставником относительно молодого и все еще перспективного Берндта Шустера пока рано. Игру «королевского» клуба чемпионской не назовешь, а в нынешней Лиге чемпионов команда временами выглядела просто жалкой. В наставники «Барселоны» прочат ее бывшего капитана Хосепа Гвардиолу. Он практически ровесник Райкарда (обоим еще нет и 50), но гораздо менее опытен как тренер. Новую великую команду призван сотворить фактически начинающий на таком уровне наставник. И будет очень интересно посмотреть, что у него получится.
А Франк Райкард может не посыпать голову пеплом. Вслед за легендарным Йоханом Кройфом он оставил незабываемый голландский след в истории «Барсы» и должен вспоминаться болельщиками каталонского клуба с заслуженными самыми теплыми чувствами. Просто очень важно, чтобы тренерские таланты Райкарда нашли достойное применение на новом месте. Слишком уж хрупкая, зависимая, ненадежная эта профессия, чтобы до срока терять талантливых представителей тренерского цеха. Хорошие тренеры, как хорошие театральные режиссеры, --товар штучный.
Семен Новопрудский