Время новостей
     N°38, 05 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2002
Могучая, кипучая, совершенно национальная
Никита Михалков учредил киноакадемию и ее премию «Золотой орел»
Когда слышишь, как Никита Михалков своим медовым голосом призывает всех жить дружно и делать дело или хоть не мешать тем, кто делает, очень хочется внять этому призыву и начать кампанию по немедленной и безоговорочной поддержке любых его начинаний. Мешает рассудок, который так и норовит сопоставить грандиозные планы с реальным положением дел. Вот, к примеру, вчерашнее собрание по поводу учреждения Национальной академии кинематографических искусств и наук (вкратце -- Национальная киноакадемия). Никита Михалков поздравил всех собравшихся с появлением этого долгожданного и важного общественного института. У киноакадемии около семи десятков учредителей -- физических лиц, среди которых множество деятелей кино старшего поколения, а из более молодых -- Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Сергей Овчаров. Как выяснилось, согласия на включение в число учредителей, а затем и в число действительных членов академии организаторы ни у кого не спрашивали. Просто звонили домой и сообщали: собрание тогда-то. Дисциплинированные старшие пришли. Младшие -- нет. Но голосование все равно состоялось. Выбрали президента академии -- кинорежиссера Владимира Наумова. Выбрали (частично заочно) вице-президентов: Геннадия Полоку, Глеба Панфилова, Карена Шахназарова, Павла Лебешева, Александра Бородянского. Проголосовали за устав, количество секций. Все вместе очень напоминало собрание ветеранов в жэке: председательствующий зачитывает, присутствующие поднимают мандаты, про что голосуют -- слышно не всем, документов никто не читал, зато есть отдельные редакторские поправки. Например, Василий Ливанов предложил президента выбирать не на четыре года, а только на два, но зато неограниченное количество раз. Дай бог им всем долгой жизни.

Среди организаций-учредителей -- Министерство культуры, Российское телевидение, ОРТ, Союз кинематографистов, Академия наук РФ, «Российская газета». Став ассоциированными членами новой академии, согласно уставу они должны внести членские взносы в размере 60 МРОТ. А ассоциативные члены внесут больше -- 3 000 МРОТ, корпоративные еще больше -- 15 000 МРОТ. Пока же вопрос денег стоит наиболее остро, то есть их просто нет. Зато есть планов громадье. И почти получен особняк в Большом Харитоньевском переулке, но его как раз надо реставрировать.

Первое громкое дело новой академии -- национальная премия «Золотой орел». Пока еще формируется аппарат, в поисках денег ведутся переговоры, заказывается оргтехника, принято смелое решение -- назначить первую церемонию вручения на 29 мая 2002 года. Для этого надо: уточнить положение о премии; номинировать соискателей по двум десяткам категорий, показать уже существующим академикам всех номинантов, провести голосование в два тура. (На премию может претендовать любой фильм, получивший удостоверение. Ни премьеры, ни проката от него не требуется, что должно помочь в конкурентной борьбе с другими премиями, прежде всего с «Никой», -- «Орел» успеет быть первым.) Остальное -- мелочи: создать статуэтки «Орла», найти место для церемонии, написать сценарий. Ну, и найти деньги. Михалков хотел бы вручить каждому победителю 10 тысяч долларов, а за лучший фильм -- 25 тысяч. Так что всего потребуется примерно 200 000 долларов только на призы. Но мало хотеть -- мало получить. Киноакадемия не должна унижать себя бедностью, уверен Михалков, «просить денег каждый раз, когда шторы надо повесить» неприлично для статуса Национальной академии. Денег же пока нет. Министерство культуры, конечно, попросит их у безжалостного Министерства финансов, а кое-что и само даст. Но немного. Много просто нет, да и потом, у министерства академий много, например Академия культуры Людмилы Зыкиной чем хуже?

Так что планы потрясающей институции, наделенной правами предпринимательской деятельности -- производить товары, оказывать услуги, приобретать ценные бумаги, производить фильмы, покупать права на них, создавать фестивали, семинары, «круглые столы», пока представляются не более реальными, чем воздушные замки, так убедительно несколько лет назад нарисованные свежеиспеченным председателем Союза кинематографистов.

А Никита Михалков взглядом художника уже проникает в даль и видит радужное будущее, в котором академикам будут платить небольшую зарплату, академия же будет сама зарабатывать на свои проекты, хоть, к примеру, и благотворительными обедами, как на Западе, где за право съесть своих устриц в присутствии Де Ниро публика готова платить по 1000 долларов. И невольно вспоминаешь Николая Васильевича Гоголя, который уже описал одного человека, который вот так же мечтательно «думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Ну и как тут не поддержать. Просто свинство -- не поддержать.

Алена СОЛНЦЕВА