В полтора миллиона литов (около 435 тыс. евро) обошлось лидеру Трудовой партии (ТП) Литвы Виктору Успаских
освобождение из-под домашнего ареста по решению Вильнюсского окружного суда. Это самая крупная сумма залога в истории Литвы. Так судья Дайва Праните-Залецкене оценила на днях право Успаских покидать место жительства своей семьи на срок до семи дней. Если он хоть один раз не явится на заседание суда, вся сумма может быть конфискована в пользу государства.
У судьи не нашлось аргументов против предложения Успаских заплатить любую сумму ради того, чтобы иметь возможность активно заниматься политикой -- в октябре в Литве пройдут парламентские выборы. Аргументы прокурора Саулюса Версяцкаса, потребовавшего в третий раз продлить срок домашнего ареста на три месяца, выглядели абсурдными, поскольку обвиняемый уже никак не может повлиять на следствие. К тому же за минувшие полгода Успаских ни разу не нарушил предписанной ему меры пресечения.
Парламентарии от ТП приходили на пленарные заседания в маечках с надписями, в которых арест их лидера расценивался как «политический заказ» соперников, опасающихся открытого соперничества с партией. С начала 2000-х годов лейтмотивом политических баталий в Литве стали не идейные разногласия левых и правых, а противостояние партий двух поколений. Те силы, которые появились в начале 1990-х годов (социал-демократы и консерваторы) и считают себя «политической элитой» и «государственниками», вступили в противоборство с новыми партиями, родившимися в новом веке, -- это прежде всего ТП Успаских и «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса. Обе партии пережили триумфальный успех (ТП на выборах 2004 года получила более 60 мандатов из 141), но затем утратили свое влияние из-за того, что «элите» удалось скомпрометировать их лидеров.
В апреле 2004-го
Паксас был по импичменту отправлен в отставку с запретом занимать до конца жизни посты, связанные с принятием конституционной присяги. Против Успаских в сентябре 2006 года было возбуждено уголовное расследование в связи с нарушениями в финансовой отчетности партии. После этого он полтора года скрывался в России. Свое поведение Успаских мотивировал недоверием к литовской Фемиде, которая грозила сразу же заключить его в следственный изолятор, -- дескать, «следствие может тянуться годами, а мне придется сидеть». Тем не менее в сентябре 2007 года Успаских вернулся и был арестован прямо у трапа самолета. В камере он провел только одну ночь, на следующий день суд определил ему домашний арест.
ТП -- типичная партия лидера, где идеология не играет роли и все держится на авторитете вождя. Стоило Успаских вернуться в Литву, как рейтинг партии пополз вверх. По данным апрельского социологического опроса, ТП вышла в лидеры. А до этого несколько месяцев подряд самой популярной в Литве была мятежная партия Паксаса. Местные политологи мрачно пророчат победу «популистам», как презрительно именуют новые партии социал-демократы и консерваторы.