Время новостей
     N°78, 07 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2008
Ядерный мир
Россия и США подписали соглашение о сотрудничестве в атомной электроэнергетике
Глава «Росатома» Сергей Кириенко и посол США в России Уильям Бернс вчера подписали межправительственное соглашение о мирном использовании атомной энергии. Если этот документ вступит в силу (а он должен быть ратифицирован парламентами обеих стран), то это позволит снять барьеры в сотрудничестве между компаниями России и США, работающими в сфере атомной энергетики.

В 2006 году, когда на саммите «большой восьмерки» Владимир Путин и Джордж Буш договорились подготовить это межправительственное соглашение, эксперты оценивали его минимум в 9 млрд долл. Сейчас в связи с резким ростом цен на энергоносители, в том числе ядерное топливо, а также со снижением курса доллара можно уже уверенно говорить о 15 млрд долл. Впрочем, все эти договоренности рискуют оказаться только на бумаге: в американском конгрессе к этому документу отношение пока неоднозначное.

Джордж Буш должен направить текст в конгресс, у которого будет 90 дней на принятие решения о неодобрении. Если в течение этого срока никакого решения принято не будет, соглашение считается ратифицированным автоматически. В России же его должны одобрить депутаты Госдумы по инициативе правительства.

Разумеется, никаких препятствий инициированному Владимиром Путиным документу «Единая Россия» ставить не будет. А вот противники американского президента, по сообщению Reuters, выступают против каких-либо договоренностей с Россией, так как считают, что Москва помогает Ирану реализовывать его ядерную программу. В свою очередь сторонники Джорджа Буша настаивают на скорейшем одобрении межправительственного соглашения, так как оно позволит реализовать энергопрограмму Generation 4, позволяющую увеличить долю США в различных сегментах атомного рынка.

Межправительственное соглашение, как говорили в 2006 году, позволило бы России сотрудничать с американскими компаниями в сфере производства реакторов на быстрых нейтронах, развития технологий производства МОКС-топлива (уран-плутониевое топливо для АЭС, полученное путем переработки оружейного плутония и смешения его с ураном) и продажи российского урана потребителям США без посредников и антидемпинговых пошлин (российский топливный уран имеет беспошлинный доступ в США только через американского монопольного агента -- корпорацию USEC).

«Сегодня поставлена последняя точка, и соглашение открывает для нас огромное пространство возможностей, -- заявил г-н Кириенко на церемонии подписания. -- Выиграют от нее обе стороны -- за счет того, что открывается возможность легального сотрудничества. До этого никакой ядерный материал, никакое устройство, имеющее отношение к ядерной сфере, не могло пересечь границы наших стран. Ни один товар, имеющий отношение к ядерной энергетике, не может пересечь границу Российской Федерации, если он имеет код США, и наоборот. Я считаю, что сегодня с точки зрения взаимодействия наших стран в области атомной энергетики произошло событие крайне важное».

В свою очередь г-н Бернс указал, что подписанное соглашение «разрешает реализовывать те толковые идеи, которые наработаны представителями двух стран в связи с вызовом распространения делящихся материалов, отработать все эти идеи на практике, еще раз подтвердить лидерство США и России в борьбе за нераспространение». "Соединенные Штаты и Россия были в свое время конкурентами в ядерной сфере, сегодня мы ядерные партнеры», -- сказал посол.

Американская сторона, судя по всему, будет добиваться обогащения своего урана в России. США контролируют четверть мирового уранового рынка. А в нашей стране, говорит бывший замминистра по атомной энергетике, первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин, для обогащения имеются свободные мощности (примерно половина наших мощностей сейчас не загружена). К тому же способ обогащения -- центрифужный -- самый эффективный в мире и относительно дешевый. «Если Россия получит гарантированные заказы по обогащению, это будет очень хорошо для атомной промышленности, -- говорит источник в атомной отрасли. -- Мы сможем тогда развивать мощности по обогащению, будем потреблять много сибирской и уральской электроэнергии (ведь обогащение урана -- это не что иное, как превращение электроэнергии в ядерное топливо) и в конце концов заработаем неплохие деньги». А так как Россия -- ядерная держава, у Америки нет оснований для беспокойства, что ее уран теоретически может использоваться для создания какого-либо оружия. Более того, Америка заинтересована в том, чтобы в России развивалась атомная энергетика, чтобы она замещала нефть и газ, которые пойдут на экспорт.

Впрочем, г-н Нигматулин считает, что Америке может оказаться невыгодно заниматься обогащением топлива в России: «У нас сейчас киловатт-час стоит 7,3 цента, это уже больше, чем в Америке -- там 6 центов. И теперь Минэкономразвития говорит, что к 2011 году цены повысятся в два раза. Я вообще считаю, что не в два, а в три, а то и в четыре раза. В других странах столь сильного роста не произойдет. А потому обогащение будет очень дорогим удовольствием, и наша атомная отрасль станет еще более неконкурентоспособной по сравнению с нынешним уровнем».

Впрочем, источник в «Росатоме» полагает, что с принятием межправсоглашения России будет легче поставлять ядерное топливо в США, легче обмениваться технологиями и материалами. До сих пор это запрещено статьей 123 американского закона об атомной энергии, а также в связи с антидемпинговым расследованием, проведенным в 1990-е годы. В итоге сотрудничество идет через третьи страны (реэкспорт технологий и материалов), что весьма сдерживает полноценное взаимодействие компаний. Впрочем, он уточняет, что это пока лишь не более чем прогноз -- никаких подготовленных контрактов пока нет. Кроме того, говорит он, российские компании смогут работать на рынках стран, где до сих пор были исключительно американские компании. В итоге, по его словам, с 2011 года будет постепенно наращиваться доля России на американском рынке обогащенного урана, и она может достичь 20%.

Россия же, очевидно, потребует доступа на рынок отработанного ядерного топлива (в 2001 году атомщики говорили, что могут претендовать на десятипроцентную долю, которая оценивается в 20 млрд долл.). В связи с этим г-н Кириенко вчера указал, что Россия "не ввозила, не ввозит и не будет ввозить на свою территорию ядерных отходов": "Мы только забираем, как и США, топливо, которое у нас было произведено".

Также «Росатом» будет добиваться утилизации оружейного плутония путем переработки в МОКС-топливо, для чего необходимо было в каждой стране построить по специальному заводу. МОКС-топливо эффективно использовать в реакторах на быстрых нейтронах. В России есть пока только один такой реактор -- БН-800, сейчас идет строительство еще одного -- БН-600. Для серийного и коммерческого производства таких реакторов необходимы миллиарды долларов и время -- как минимум десять лет. Сотрудничество с Америкой по развитию технологий на быстрых нейтронах, говорит источник в «Росатоме», могло бы, во-первых, найти финансирование НИОКР -- это стоит более 5 млрд долл., а во-вторых, ускорить начало серийного производства. США же получили бы доступ к российским научным технологиям, к реакторам на быстрых нейтронах и к опыту их эксплуатации. В итоге Россия и США стали бы де-факто монополистами по производству реакторов на быстрых нейтронах в мире.

Впрочем, с момента принятия решения о подготовке межправсоглашения до появления его проекта прошел год, а до подписания -- еще год. Сколько времени займет подготовка конкретных проектов по сотрудничеству в том случае, если конгресс США одобрит документ, предсказать не берется никто.

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  Россия и США