Вступающему сегодня в должность президента России Дмитрию Медведеву с ходу придется решать серьезную внешнеполитическую проблему. И снова, как это было восемь лет назад, когда верховная власть в стране переходила в руки Владимира Путина, это
проблема кавказского происхождения.
Руководство непризнанной республики Абхазии заявило о готовности передать свою территорию под военный контроль России в обмен на гарантии военной безопасности. Пусть это заявление пока выглядит неофициальным, его сделал в интервью абхазский министр иностранных дел Сергей Шамба. Но события, на фоне которых оно прозвучало, говорят о том, что действия, предпринимаемые в Сухуми и Москве, хорошо скоординированы.
Спустя несколько часов на предложение абхазского министра отреагировал глава МИД России Сергей Лавров. Реакция была осторожной и не свидетельствовала, что для российского руководства эта идея неприемлема категорически. «Никаких предложений на этот счет не поступало, не думаю, что об этом идет речь», -- сказал г-н Лавров журналистам.
Еще через час Сергей Шамба снова вступил в публичный диалог с Москвой. «Меня просто неправильно поняли», -- поспешил он уточнить в интервью радио «Эхо Москвы». А затем г-н Шамба практически без изменений изложил ту же самую позицию, которую «неверно» поняли. Добавив еще, что Абхазия готова предоставить России возможность разместить на своей территории военные базы.
Вчера же лидер другой непризнанной республики, Южной Осетии, Эдуард Кокойты также дал интервью российской прессе. Он заявил, что Грузия ведет подготовку к крупномасштабной кампании по силовому решению конфликтов. «В печать попали сведения о подготовке грузинским генштабом крупномасштабной кампании с одновременным нападением на Абхазию и Южную Осетию. Эти сообщения не противоречат данным, полученным соответствующими службами нашей республики. После провала попытки блицкрига против Южной Осетии в 2004 году Тбилиси приступил к подготовке военного реванша", -- сообщил Эдуард Кокойты. Он подчеркнул, что грузинская сторона способна «в течение получаса» скрытно перебросить к рубежам Южной Осетии значительное количество живой силы и военной техники.
На эти заявления немедленно отреагировал грузинский министр по делам реинтеграции Темури Якобашвили. Вчера на пресс-конференции в Брюсселе он заявил: "Мы, само собой, стараемся избежать войны. Но мы к ней очень близки. Мы очень хорошо знаем русских, мы знаем сигналы. Мы видим, что российские войска занимают территории на основании ложной информации, и это безусловно нас беспокоит".
Вчера же из штаба Воздушно-десантных войск России пришло сообщение, что рано утром в зону грузино-абхазского конфликта в составе дополнительного контингента миротворцев были введены более 400 российских десантников со штатным вооружением, автоматами, пулеметами и гранатометами. Кроме того, в Абхазию с ними вошли 30 боевых машин десанта БМД-2, артиллерийские орудия и средства ПВО, в том числе зенитные установки ЗСУ-23-2. «Наши ребята приехали туда со штатным оружием не загорать и не купаться в море, -- заявил агентству ИТАР-ТАСС генерал ВДВ, пожелавший остаться неназванным. -- Они имеют четкую задачу мгновенно реагировать на любые акты агрессии со стороны грузинских силовиков, давать адекватный и жесткий ответ на любые попытки со стороны Грузии использовать силу против российских миротворцев и российских граждан, находящихся на территории Абхазии».
Анонимный собеседник агентства уточнил, что «десантники не будут подменять наших миротворцев, а обеспечивать им нормальные условия для беспрепятственного выполнения миротворческих задач». Уточнение более чем важное. Оно означает, что в Абхазию введены не просто миротворцы, а регулярные боевые части, перед которыми поставлены задачи, выходящие за рамки миротворческих функций. Москва, пожалуй, впервые признала, что де-факто меняет мандат своих военных в зоне грузино-абхазского конфликта.
На этом фоне в Сухуми вчера состоялся многотысячный пророссийский митинг. Поводом к нему стало поручение президента Владимира Путина от 16 апреля оказать предметную помощь населению непризнанных Абхазии и Южной Осетии, а также наладить взаимодействие населения этих территорий с органами власти России. За несколько дней до этого Кремль принял решение об одностороннем выходе из режима экономических санкций в отношении Абхазии.
Официальный Сухуми не скрывает, что митинг был организован при участии абхазских властей. Благодарные абхазцы вышли на манифестацию как на праздник, в их руках весьма красноречивые транспаранты: «России -- да! НАТО -- нет!», «Россия защитит своих граждан», «Россия и Абхазия -- надежные партнеры».
Скоординированность этих акций -- публично сделанное Москве предложение взять Абхазию под свой военный зонтик, сопровождающееся одновременным усилением российских миротворцев и организованное выражение массовой народной поддержки и благодарности за эти шаги, причем спустя три недели после их принятия, вызывают предположения, что Москва и Сухуми накануне инаугурации Дмитрия Медведева близки к принятию принципиальных решений.
В Тбилиси, где власти готовятся к проведению 21 мая досрочных парламентских выборов, вряд ли сумеют избежать шагов со своей стороны. И если в ходе подготовки такого шага где-нибудь в зоне конфликта раздастся выстрел «неизвестного происхождения», «мгновенной реакции» со стороны «не купаться приехавших» российских десантников долго ждать не придется.