Будет ли подписан заключительный документ по итогам первого за последнее десятилетие визита лидера Китая в Японию, выяснится лишь к концу начавшейся вчера пятидневной поездки председателя КНР Ху Цзиньтао. Сегодня гость примет участие в торжественном приеме в императорском дворце, где в пятницу состоится его беседа с императором Акихито. Сегодня же пройдут основные переговоры с премьером Ясуо Фукудой, давшим вчера ужин в честь китайской делегации.
По прибытии в Токио Ху Цзиньтао заявил, что «Япония и Китай -- значимые страны в Азии и в мире», и это обстоятельство «должно укреплять их дружбу и сотрудничество». Перед поездкой он выразил уверенность, что визит в Японию «позволит
углубить взаимное доверие». Напомнил Ху и об исполняющемся в этом году 30-летии договора о мире и дружбе с Японией, подписанного отцом Ясуо Фукуды -- тогдашним премьером Такео Фукудой.
Ясуо Фукуда выразил надежду на «откровенный диалог по широкому кругу сотрудничества», причем не только в двусторонней сфере, но и «в обеспечении безопасности в регионе». МИД Японии уточнил, что речь идет, в частности, о «создании диалогового механизма Китай -- Япония -- Южная Корея в интересах стабильности в Северо-Восточной Азии».
Острой проблемой для Пекина стала зарубежная реакция на подавление китайскими властями в марте беспорядков в тибетской столице Лхасе. Японские СМИ сообщили, что Фукуда намерен призвать гостя к диалогу с далай-ламой, но и сам готов принять участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине.
Кроме того, в качестве председателя саммита «большой восьмерки» премьер Японии пригласит гостя поучаствовать в дискуссиях на Хоккайдо по ряду глобальных проблем, в том числе по борьбе с глобальным потеплением. Профессор МГИМО МИД России Сергей Лузянин в беседе с «Временем новостей» указал на возможность подписания китайцами соглашения о сокращении выброса парниковых газов уже во время нынешних переговоров.
На прошлой неделе в токийском зоопарке Уэно умерла подаренная Пекином 20 лет назад 22-летняя панда Лин Лин. Фукуда по этому поводу сказал: «Слышал я, что народ ходил в Уэно потому, что там была панда. Было бы хорошо, если бы она вновь появилась там». Гость намек понял и в первый же день визита подарил Уэно пару молодых панд. Такие дары со времен двусторонней нормализации в 1972 году воспринимаются японцами как живой символ согласия двух стран.
В 2001--2006 годах Пекин прервал контакты на высоком уровне с Токио из-за посещений тогдашним премьером Дзюнъитиро Коидзуми храма Ясукуни, который в Китае считают символом прославления японского милитаризма. Премьеры Японии, преемники Коидзуми, от посещения храма отказались. Свой нынешний визит Ху назвал «предвестником вечной весны в дружбе между двумя соседями». Сменивший Коидзуми на посту премьера Синдзо Абэ предложил в октябре 2006 года «разбить лед» между странами.
Потепление принесло в 2007 году увеличение товарооборота на 12%, до 236,6 млрд долл., в основном за счет роста китайского экспорта. Его качество иногда оставляет желать лучшего: в начале этого года десятки японцев отравились китайскими пампушками. Об этом Ху и Фукуда поговорят особо. По словам гостя, в ходе развития двусторонних отношений «наличие проблем неизбежно», но решать их надо терпеливо, а разногласия «класть в долгий ящик».
Одна из главных проблем -- газовые месторождения в Восточно-Китайском море в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), их обе страны считают своими. Несмотря на договоренность о совместном экономическом освоении спорного района, оно так и не начато из-за разного понимания территориальных границ, в которых должен осуществляться проект.
«Общими усилиями мы, несомненно, найдем взаимоприемлемое решение», -- заверил перед визитом Ху Цзиньтао. По оценке г-на Лузянина, от переговоров «можно ждать подписания предложенного японцами соглашения о совместной разработке двух из четырех разведанных месторождений, хотя сама проблема островов, разумеется, не разрешится».