В последний день пребывания Владимира Путина на посту главы государства прекратил свою работу президентский Совет по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества. «Совет больше не существует, -- заявила журналистам одна из его членов, руководитель правозащитного комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. -- Он естественным образом прекратил свое существование в связи с тем, что завершается срок полномочий нынешнего президента, который создал наш совет». Глава совета Элла Памфилова выразилась менее определенно -- по ее словам, совет лишь приостановил свою работу.
В минувшее воскресенье президентская пресс-служба сообщила о том, что Владимир Путин на прощание объявил благодарность тридцати членам совета «за большой вклад в развитие институтов гражданского общества и обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина». Благодарности действующего главы государства помимо самой Эллы Памфиловой удостоились председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, кинорежиссер Сергей Говорухин, детский доктор Леонид Рошаль, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, политологи Сергей Марков и Сергей Караганов, журналисты Владимир Познер, Алексей Пушков, Виталий Третьяков, Валерий Фадеев.
Совет при президенте по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества был создан 6 ноября 2004 года взамен действовавшей с 1993 года президентской комиссии по правам человека.
Планировалось, что задачами совета будут «подготовка предложений по совершенствованию защиты прав и свобод граждан, взаимодействию власти с правозащитниками, экспертиза законодательства, информирование президента о ситуации в области соблюдения прав и свобод».
По мнению общественных деятелей, входящих (точнее, входивших) в совет, этот орган вполне справлялся со своими обязанностями, несмотря на разговоры о том, что после создания Общественной палаты его роль снизилась. К примеру, вскоре после создания, в 2005 году, совет выступил с осуждением массовых нарушений прав граждан в башкирском Благовещенске и с критикой ужесточения законодательства о некоммерческих организациях. В феврале нынешнего года совет обращался в Генпрокуратуру, Федеральную службу исполнения наказаний и Мосгорсуд с требованием принять незамедлительные меры для лечения смертельно больного бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Тогда же члены совета выступили в защиту Химкинского лесопарка, по территории которого должна была пройти скоростная автомагистраль Москва -- Санкт-Петербург. Сравнительно недавно, в апреле, российско-белорусская правозащитная комиссия совета представила доклад о политических преследованиях в Белоруссии.
«Кое-что этой структуре, которая была призвана давать советы президенту, очевидно, удалось добиться. Отдельные успехи были. Но в целом эффективность совета могла бы быть значительно большей», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» руководитель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов. Он входил в президентский совет до октября 2006 года, но покинул его в знак несогласия с реакцией Владимира Путина на убийство обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. «Одной из главных задач совета была помощь некоммерческим организациям, но именно во время его существования была принята новая, драконовская редакция закона об НКО, -- подчеркивает правозащитник. -- По большому счету совет противостоять им не смог».
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева выражает сомнения в том, что создание нового совета по правам человека станет одним из первых решений Дмитрия Медведева, вступающего сегодня в должность. «Но я надеюсь, что президент возобновит работу этого органа. Ведь по Конституции одной из задач президента является защита прав и свобод человека в России», -- заявила г-жа Алексеева «Времени новостей». «Неизвестно, будет ли г-н Медведев восстанавливать этот совет, создаст ли новый или вообще упразднит эту структуру. На мой взгляд, было бы разумно, чтобы аналогичный орган был бы создан -- возможно, в том же составе, -- полагает Олег Орлов. -- Как поступит президент, увидим -- в какой-то степени это будет лакмусовой бумажкой».
По мнению главы «Мемориала», повысить эффективность правозащитного совета можно одним-единственным способом -- если президент будет проявлять интерес к его деятельности. «Если глава государства будет регулярно выслушивать его членов (и не для галочки, раз в год, как это делал Владимир Путин, а хотя бы раз в полгода) и после этого администрация президента будет предоставлять отчет о сделанном, тогда работу этого органа можно считать эффективной», -- считает г-н Орлов.