|
|
N°38, 05 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто кого
Счетная палата и Минфин борются за финансовый контроль
В новую стадию вступила борьба вокруг концепции финансового контроля, развернувшаяся в последние месяцы между Счетной палатой и Министерством финансов. Вчера председатель Счетной палаты Сергей Степашин встретился с президентом Владимиром Путиным и, согласно официальным сообщениям, обсудил с ним предложения своего ведомства по Бюджетному кодексу, связанные с усилением финансового контроля.
Эта встреча не могла не остаться незамеченной в Минфине: к вечеру вчерашнего дня замминистра финансов Алексей Улюкаев сообщил, что предварительная работа над концепцией финансового контроля, которая, кстати, должна была быть готова еще к 1 февраля, подошла к концу. И, судя по словам г-на Улюкаева, по этой концепции Счетной палате не приходится рассчитывать на расширение своих полномочий в общей системе финансового контроля.
Борьба основных контролирующих структур -- Минфина и Счетной палаты -- идет уже давно. Палата несколько раз пыталась внести в Госдуму законопроект о расширении своих полномочий. Де-факто это привело бы к сокращению полномочий Минфина, чего он позволить никак не мог и более или менее благополучно отражал удары.
Однако в начале февраля Сергей Степашин придумал достойный ход: поправки к закону о Счетной палате в Госдуму внес Совет Федерации. Это стало возможным благодаря альянсу, установившемуся между Сергеем Степашиным и Сергеем Мироновым. Законопроект расширяет возможности Счетной палаты до невиданных размеров, предоставляя ей среди прочего и право получения копий баз данных электронных платежных документов Минфина и Центробанка.
Если этот законопроект будет принят, он потребует внесения изменений и в Бюджетный кодекс, о чем, похоже, и шла вчера речь на встрече президента и г-на Степашина. Последний, судя по всему, обрисовал президенту сложившуюся ситуацию и то место, которое должно, по замыслу г-на Степашина, отводиться Счетной палате.
Ответный ход Минфина не заставил себя ждать. Как заявил вчера г-н Улюкаев, в Минфине уже готова концепция финансового контроля, которая согласована со всеми заинтересованными ведомствами, за исключением Счетной палаты, настаивающей на предоставлении ей дополнительных полномочий.
По этой концепции, подтверждающей существующий порядок, есть два госоргана, занимающихся финансовым контролем. Это Минфин и Счетная палата. У Минфина, кроме того, имеются контрольно-ревизионные управления в регионах. Контрольными функциями наделено и Федеральное казначейство, которое проводит текущий контроль за потоками бюджетных средств. Работа КРУ и казначейства обеспечивает, по словам г-на Улюкаева, коррекцию бюджетной политики. По поводу места и роли Счетной палаты замминистра заметил, что нет смысла передавать ей функции, которые сейчас успешно выполняют КРУ и казначейство, поскольку это было бы неоправданным как с точки зрения эффективности работы, так и с точки зрения бюджетных затрат.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА