|
|
N°38, 05 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только дешеветь
Андрей Илларионов не оставил рублю выхода
Экономический советник президента Андрей Илларионов провел вчера презентацию дешевого рубля. В течение полутора часов он рассказывал журналистам, чем отличается номинальный валютный курс от реального и почему низкий реальный курс способствует экономическому росту.
Разница в толковании терминов сделала, мягко говоря, ожесточенной дискуссию экономистов о том, каким должен быть оптимальный для экономического развития валютный курс. Выступления Андрея Илларионова по этому поводу, как правило, трактовались как призывы к девальвации рубля. Чтобы быть правильно понятым, для вчерашнего мероприятия он избрал весьма необычную форму -- лекции с показом слайдов.
Реальный эффективный валютный курс (РЭВК -- рассчитывается как соотношение инфляции в России к номинальному курсу валют стран-контрагентов и к инфляции в этих странах), утверждает г-н Илларионов, напрямую воздействует на темпы прироста производства в отраслях с высокой степенью переработки продукции, причем чем курс выше -- тем ниже темпы роста. По расчетам президентского советника, увеличение РЭВК на один процентный пункт приводит к снижению темпов роста в легкой промышленности на 2,2%, в машиностроении -- на 1,5%, в черной металлургии, химии и нефтехимии -- на 1,1%. Устойчивой связи с РЭВК не показывают лишь нефтедобыча, электроэнергетика и газовая промышленность.
Таким образом, по мнению Андрея Илларионова, завышенный реальный валютный курс оказывает негативное воздействие на динамику ВВП, промышленного производства, продукции сельского хозяйства и грузооборота транспорта, а также на показатели инвестиций в основной капитал, экспорт товаров, импорт машин и оборудования и в целом на структуру производства. Нынешний реальный курс рубля, с точки зрения президентского советника, завышен, и его дальнейший рост опасен. Оптимальная экономическая стратегия, по Илларионову, подразумевает не повышение РЭВК, а его поддержание на оптимальном уровне -- уровне, обеспечивающем баланс интересов экспортеров, импортеров, населения и государства.
Из трех компонентов РЭВК (внутренняя инфляция, номинальные валютные курсы и инфляция за рубежом) российские власти имеют возможность влиять лишь на первые два. «Я не призываю девальвировать рубль!» -- заявил г-н Илларионов. Регулировать курс он предлагает методами экономической политики -- такими, как снижение налогового бремени, сокращение госрасходов, бездефицитный бюджет и создание стабилизационного фонда, отказ от внешних и внутренних заимствований, жесткий контроль за тарифами и издержками естественных монополий, либерализация валютного рынка, унификация и снижение таможенных пошлин, а также прекращение установления минимальной зарплаты как своего рода «естественно-монопольного тарифа».
Советник президента считает, что излагаемая им экономическая стратегия требует от правительства корректировки своих действий и планов. Недавнему решению кабинета о более сдержанном по сравнению с планировавшимся повышении тарифов на услуги естественных монополий г-н Илларионов морально поаплодировал: «Правительство продемонстрировало высокую степень зрелости и ответственности». Однако, предвидя реакцию правительственных экономистов, своему докладу был вынужден аплодировать тоже сам. Последний слайд презентации изображал хлопающие руки с надписью «Хлоп!!! Хлоп!!! Хлоп!!!».
Все предложенные вчера меры Андрей Илларионов пропагандирует уже много лет, и кое-какие в период его работы советником Владимира Путина даже удалось претворить в жизнь. Однако общее качество экономической политики заставило вчера г-на Илларионова сделать оговорку: «Если невозможно воздействовать на реальный валютный курс путем сокращения нерыночного сектора, то остается воздействовать на него путем повышения темпов девальвации». Что, как говорится, и требовалось доказать.
Андрей ДЕНИСОВ