Вчера был последний официальный день работы правительства под председательством Виктора Зубкова. 7 мая, вступив в должность, президент России Дмитрий Медведев примет отставку кабинета министров. Правительство Виктора Зубкова проработало 237 дней. Тем не менее один из самых "быстроиграющих" российских премьеров (сам глава правительства был утвержден в должности 14 сентября 2007 года, кабинет окончательно сформировал 24 сентября, а меньше г-на Зубкова на этом посту задержались только Сергей Кириенко и Сергей Степашин) явно успел остаться в истории: «ссылка» подчиненного на Сахалин, рекордная интенсивность личных поездок премьера по регионам, первый в России семейный кабинет министров и, конечно, небывалая за последние годы инфляция -- этого вполне достаточно.
Пожалуй, именно из Виктора Зубкова получился самый настоящий «технический» премьер, несмотря на то, что это выражение гораздо чаще звучало в отношении Михаила Фрадкова в течение всех трех лет его премьерства. Фактически главным смыслом премьерства Зубкова стала подготовка премьерства Владимира Путина.
А начинал работу г-н Зубков прямо как политический тяжеловес советского образца. Сразу после утверждения главой правительства он первым из чиновников такого ранга заявил журналистам, что не прочь баллотироваться в президенты. "Если я что-то сделаю на посту премьера, то это не исключено", -- сказал г-н Зубков. Характерно, что в то время, в середине сентября прошлого года, главные кандидаты в преемники -- первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов на аналогичный вопрос отвечали, что о президентстве не думают и всецело сосредоточены на исполнении своих нынешних обязанностей.
На первом же заседании правительства Виктор Зубков использовал популярный у советских партийных начальников принцип персональной критики нижестоящих руководителей. Он потребовал начальника департамента экономики и финансов правительства Антона Дроздова лично отправиться на Сахалин, чтобы разобраться, почему в регион не дошли деньги, выделенные на восстановление города Невельска после землетрясения.
Несмотря на популярность в народе публичных выволочек чиновников, именно при г-не Зубкове заседания правительства закрыли для прессы, оставив на всеобщее обозрение лишь первую протокольную пятиминутку и скрыв от любопытствующих дискуссии министров. Но даже эта мера не помогла, когда в марте нынешнего года г-н Зубков в связи с ростом тарифов подключение предприятий к энергосетям весьма эмоционально высказался о деятельности главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. «Чубайс и все эти организации оборзели полностью», -- заявил премьер на камеры, чем наверняка расположил к себе многих. При этом руководителей других естественных монополий, например "Газпрома", совет директоров которого г-н Зубков возглавит летом нынешнего года, он критиковать не решился.
Стиль Виктора Зубкова положительно сказывался на его образе в глазах россиян. Простым гражданам импонировал «дядя Витя», как именовал себя сам Виктор Алексеевич во время первой региональной поездки в качестве премьера в Пензу. Там же он озаботился лекарствами и медицинской помощью гражданам. Г-н Зубков, как никто другой, за столь непродолжительное время премьерства успел посетить многие регионы. Но «доступ к телу» премьера во время его поездок перекрыли так же оперативно, как и трансляции заседаний кабинета, соответственно ограничив возможности для запоминающихся поступков и высказываний.
Тем не менее в какой-то момент возникло стойкое ощущение, что разговоры о Викторе Зубкове как следующем президенте не лишены смысла. Тем более что премьер рубежа 2007--2008 годов стал первым человеком на этом посту, проявившим президентские амбиции. Возможно, это было домашней заготовкой, проверявшей россиян на предмет лояльности к любому будущему главе государства, которого выберет действующий президент.
Лояльность оказалась на достойном уровне. Уже в первый месяц работы рейтинг доверия Виктору Зубкову оказался на уровне 11%, уступая только показателям гораздо более знакомых кандидатов в преемники -- Дмитрия Медведева и Сергея Иванова -- и конечно же рейтингу президента. Но это было значительно выше рейтинга, с которого стартовал Михаил Фрадков -- 5% (ему же ни разу не удалось превысить десятипроцентный рубеж доверия, к окончанию своего премьерства он достиг максимума за все трехлетнее пребывание в должности -- 7%). Впрочем, уже в декабре, когда стало ясно, что президентским планам сбыться не суждено, рейтинг Виктора Зубкова тут же опустился до 7%. Медленно продолжал падать в январе -- 6%, в феврале-марте задержался на отметке 5%, чуть подрос к апрелю -- до 6%.
После возведения Дмитрия Медведева в ранг преемника публичная активность действующего премьера пошла на убыль. Скорее вынужденно последнее время ему приходилось заниматься решением действительно серьезных экономических проблем, главной из которых стала инфляция. За время работы правительства г-на Зубкова -- восемь месяцев, с сентября 2007-го по май 2008-го -- рост цен составил почти 10%. Но серьезные проблемы кабинетом министров, который изначально осознавал свою недолговечность, решались также временно. Соглашение с ведущими торговыми сетями и производителями о заморозке цен на ряд социально значимых продуктов питания до 1 февраля, а затем до 1 мая 2008 года, заключенное в ноябре прошлого года, перед думскими и президентскими выборами, не позволило притормозить рост цен, а внеплановое повышение пособий и пенсий смогло лишь частично компенсировать растущую инфляцию.
За время премьерства Виктора Зубкова набрали силу госкорпорации. Действующие получили необходимые бюджетные средства, были созданы новые -- «Олимпстрой» и «Ростехнологии». А вот работа над различными долгосрочными стратегиями не получила своего логического завершения. «Концепция-2020» до сих пор не принята, оставлены для будущего премьера энергетическая стратегия до 2030 года, стратегия развития транспорта до 2030 года и внешнеэкономическая стратегия до 2020 года. Зато бизнес-сообществу наверняка запомнится волевое решение отдать Чаяндинское месторождение «Газпрому» без проведения обязательного в таких случаях аукциона.
Примечательной в уходящем кабинете можно считать и его ярко выраженную семейственность, не наблюдавшуюся в России за всю историю республиканского строя: тесть и зять -- премьер-министр (Виктор Зубков) и министр обороны (Анатолий Сердюков, он даже подал в связи с семейным положением рапорт об отставке, но президент ее не принял), муж и жена -- министр промышленности и энергетики (Виктор Христенко) и здравоохранения и социального развития (Татьяна Голикова).