В Москве «испытывают крайнюю тревогу в связи с тенденцией, заключающейся
в нагнетании конфронтации» в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, заявил вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его мнению, это связано с «линией Тбилиси на силовое решение этих конфликтов». «Это будет крайне плохо для региона, и мы рассчитываем, что те, у кого осталось влияние на грузинские власти, предпримут усилия, чтобы такое развитие предотвратить», -- сказал Лавров. Это заявление он сделал на пресс-конференции после переговоров со своим казахстанским коллегой Маратом Тажиным, как раз представителем одной из тех стран, у которых, возможно, «осталось влияние на грузинские власти».
Известно, что Астана, стремясь придерживаться нейтральной позиции в конфликте между Москвой и Тбилиси, отказалась в апреле
выйти из режима санкций против Абхазии и, таким образом, не согласилась идти на поводу у Москвы, принявшей в одностороннем порядке такое решение. Казахстан является одним из основных инвесторов в экономику Грузии, и ему явно не с руки поддерживать непризнанные режимы Абхазии и Южной Осетии. Так или иначе, но Марат Тажин ни словом не обмолвился вчера по поводу ситуации в зоне конфликтов и тем более не поддался на призыв Сергея Лаврова «предпринять усилия» и повлиять на Тбилиси.
Тем временем власти в Тбилиси и Сухуми вчера были заняты разбором полетов (причем в буквальном смысле), случившихся в воскресенье, когда, как сообщили абхазские военные, их средствами ПВО были сбиты два грузинских беспилотных самолета-разведчика. Замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба сообщил, что вслед за фрагментами первого сбитого беспилотника были найдены и фрагменты второго самолета.
Более того, уже сам министр обороны непризнанной автономии Мераб Кишмария заявил, что абхазские радары вчера около восьми часов утра засекли в воздухе над Очамчирским районом еще один грузинский беспилотник, находившийся там около десяти минут. «Мы все это зафиксировали, проследили за тем, как он прилетел с территории Грузии и вернулся туда же, но сбивать его не стали», -- сказал Мераб Кишмария. Чем объясняется подобное миролюбие, министр обороны объяснять не стал, но добавил, что вчера же главнокомандующий вооруженными силами Абхазии, президент автономии Сергей Багапш отдал приказ стрелять по всем воздушным целям, нарушающим воздушное пространство Абхазии и угрожающим ее безопасности.
Возможно, в Сухуми надеются, что в Тбилиси по достоинству оценят то благородство, с которым абхазские зенитчики дали возможность грузинскому беспилотнику-шпиону в этот раз благополучно вернуться на свою базу, и поймут, что больше на подобные жесты рассчитывать не приходится. Впрочем, похоже, эти пацифистские упражнения не произвели должного впечатления на Тбилиси. МИД Грузии, во-первых, назвал сообщения о двух сбитых 4 мая беспилотниках «абсурдом и дезинформацией», а во-вторых, заявил, что полеты грузинских беспилотников над Абхазией продолжатся для сбора данных о «военной интервенции» России. Этот демарш полностью соответствовал сделанному в конце апреля заявлению президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что беспилотники над абхазской территорией, являющейся неотъемлемой частью Грузии, «летали, летают и будут летать».
Вчера же появилась и реакция на последние события вокруг Абхазии со стороны Евросоюза. Председательствующая в ЕС Словения сделала от его имени заявление, в котором призвала Грузию и Россию принять все меры для восстановления доверия и недопущения эскалации конфликта в Абхазии. В заявлении отмечается обеспокоенность ЕС увеличением числа миротворцев СНГ в Абхазии, а также инцидентом со сбитым над Абхазией еще 20 апреля грузинским беспилотником-разведчиком. Таким образом, в Брюсселе признали только один инцидент с подбитым грузинским самолетом -- тот, который был признан самим Тбилиси, утверждавшим, что это сделал российский МиГ-29. Как известно, в Сухуми утверждают, что абхазскими средствами ПВО сбиты уже четыре таких самолета.
Между тем МИД Грузии обратился вчера к спецпредставителю генсека ООН Жану Арно и миссии наблюдателей ООН с «категорическим требованием начать расследование нахождения в зоне безопасности у абхазских сепаратистов средств ПВО и их использования, а с результатами исследования ознакомить мировое сообщество». Но, не дожидаясь, пока эта трудная работа в полевых условиях наблюдателями будет проведена, спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе отправилась в Вашингтон, где намерена «познакомить американских друзей с напряженной ситуацией, созданной в зоне конфликта при участии российской стороны».
Пока же единственным произошедшим вчера конфликтом стала драка между осетинскими жителями и грузинскими полицейскими, в результате которой у последних было «похищено табельное оружие вместе с боеприпасами». При этом «участие российской стороны» в драке и краже не зафиксировано. Зато россияне-миротворцы отличились в хорошем смысле, обнаружив в зоне грузино-осетинского конфликта трех иностранных туристов, одного британца и двух американцев. Командование миротворцев в специальном заявлении «выразило недоумение» в связи с «появлением неизвестно каким образом и по чьей подсказке иностранных гостей в зоне конфликта» и передало их грузинским представителям.