В воскресенье в Сербии пройдут внеочередные парламентские выборы. Прогнозы отдают победу оппозиционной Сербской радикальной партии (СРП). По данным белградского Центра за свободные выборы и демократию, она вправе рассчитывать на 36% голосов. В этом случае в Сербии возникнет парламентская коалиция радикалов, социалистов и сторонников премьера Воислава Коштуницы, выступающая против президента Бориса Тадича. Заместитель председателя Сербской радикальной партии 56-летний Томислав НИКОЛИЧ рассказал обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ о ситуации в стране.-- Ваша партия критикует соглашение с Евросоюзом, подписанное президентом Борисом Тадичем 29 апреля. Чем вам не нравится этот документ?-- Наша партия не против заключения соглашения с Евросоюзом. Однако мы настаиваем -- и наша позиция базируется на конституции Сербии и резолюции скупщины -- чтобы все соглашения, которые сербское правительство или отдельные министры подписывают с международными организациями, странами или даже зарубежными фирмами, содержали положение о том, что их действие распространяется на всю территорию Сербии, включая Косово. А
в соглашении, подписанном 29 апреля в Люксембурге, этого нет. Данный документ не обсуждался ни в парламенте, ни в правительстве. Понятно также, что соглашение государственной важности не может подписываться до 12 мая -- когда станут известны результаты парламентских выборов. Правительство не должно оставлять подобный балласт своим преемникам. Новый кабинет может быть сформирован уже к 15 мая. Неужели он должен брать на себя обязательства тех министров, которым сербский народ отказал в праве находиться у власти?
-- А как должно выглядеть соглашение между ЕС и Сербией?-- Евросоюз подписывал аналогичное соглашение с Кипром, разделенным на греческую и турецкую части. Тот документ подтверждал государственный суверенитет Кипра. В нем говорилось, что Кипр станет членом Евросоюза как единое целое, имея в составе ту часть территории, которая в данный момент не контролируется властями Никосии. В мае 2004 года так и произошло.
Однако большинство стран Евросоюза уже признали независимость Косово. Поэтому в том виде, в каком ЕС подписал соглашение с Сербией, этот документ не отвечает интересам нашей страны. Это всего лишь рекламный трюк Демпартии президента Бориса Тадича. Вместо того чтобы заниматься такими проблемами Сербии, как нищета, преступность, взяточничество и коррупция, уничтожение сербских банков, финансового сектора, промышленности, сельского хозяйства, демократы Тадича и ориентированные на них СМИ занимаются политическими спекуляциями. Но сербские политики должны знать: всякий, кто признает независимость Косово, в конце концов окажется в тюрьме.
-- Учитывая, что большинство членов ЕС уже признали независимость Косово, как ваша партия намерена выстраивать отношения с этой организацией? Не грозит ли Сербии новая международная изоляция?-- Мы не собираемся изолировать Сербию. Напротив, мы хотим извлечь ее из нынешней во многом рукотворной изоляции. После 5 октября 2000 года (отстранение от власти Слободана Милошевича. --
Ред.) и до сегодняшнего дня политическое руководство Сербии понимало внешнюю политику страны исключительно как равнение на Евросоюз. Не принимаются во внимание даже заявления некоторых европейских дипломатов о том, что Сербия может стать полноправным членом ЕС в лучшем случае к 2025 году. Мы же собираемся развивать отношения с подлинными друзьями Сербии, среди которых ключевое место принадлежит России. Сербия также должна тесно сотрудничать с Китаем, Индией, арабским и африканским миром, Латинской Америкой, да и с тем же Евросоюзом. Но мы ставим Брюсселю единственное маленькое условие: чтобы ЕС вел переговоры с Сербией, а не с ее частью без Косово. Чтобы еврочиновники вели переговоры со страной, а не с отдельными партиями.
-- Вы не только выступаете за углубление сотрудничества с Россией, но предлагаете разместить в Сербии российскую военную базу...-- Конкретные параметры будущего сотрудничества Сербии с Россией, в том числе и военно-политического, мы будем обсуждать после выборов. Но и сейчас Сербия должна предпринять экстренные шаги навстречу России. Наша партия не раз требовала чрезвычайного созыва скупщины для ратификации соглашения с Россией о сотрудничестве в энергетической сфере, подписанного еще 25 января в Москве. Тогда Борис Тадич за несколько дней до второго тура президентских выборов помчался в Москву повидаться с Владимиром Путиным. Сегодня же он отказывается ратифицировать то соглашение.
-- Ваши оппоненты утверждают, что распущенная скупщина не вправе это делать...-- В конституции Сербии записано, что даже распущенная скупщина имеет право заниматься неотложными делами, а значит, ее созыв для ратификации энергетического соглашения с Россией возможен. Ведь этот документ как раз и является таким срочным вопросом государственной важности. Если председатель парламента (представитель президентской Демпартии Оливер Дулич. --
Ред.) не может это сделать, это вправе сделать сами депутаты. Скупщина -- это депутаты, а не ее председатель, который, находясь недавно в Нидерландах, заявил, что сербы, оказывается, были самыми большими преступниками в войне на Балканах.
-- Очевидно, это заявление преследовало цель убедить ЕС все-таки заключить соглашение с Сербией, несмотря на ее, как говорят в Брюсселе, недостаточное сотрудничество с Гаагским трибуналом...-- После 11 мая в Сербии никто не будет считаться обвиняемым Гаагским трибуналом. И ни один серб не будет выдан в Гаагу.