Время новостей
     N°77, 06 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.05.2008
Дело о невыеденном яйце
В Белоруссии хотят запретить товарный знак МТС
3 мая апелляционный совет Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Белоруссии признал недействительной регистрацию товарного знака российских «Мобильных телесистем» -- красного яйца в белом квадрате. Причина заключается в том, что ранее двое граждан страны уже «застолбили» права на это изображение. Жалоба в НЦИС подана поэтом Алесем Рязановым и художником Виктором Марковцом, авторами художественного проекта «Яйкаквадраты» («Яйцеквадраты», в переводе с белорусского), появившегося в 1992 году и состоящего из шести картин. Они увидели в товарных знаках МТС нарушение авторских прав, выраженное в незаконной переделке и коммерческом использовании двух произведений: красного яйца в белом квадрате и белого -- в красном.

Товарный знак МТС, разработанный компанией FCB MA в 2006 году, был зарегистрирован в Белоруссии 10 июля 2007 года. В августе Рязанов и Марковец обратились в республиканский Верховный суд с иском о нарушении авторских прав. Материальных претензий они не предъявили. Истцам было бы достаточно того, что компания МТС признает их авторские права, а белорусские СМИ об этом напишут.

16 октября суд под председательством Виктора Ковшуна отказал в удовлетворении иска, признав законность использования товарного знака МТС в Белоруссии. По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, «данное решение суд принял на основании предоставленных компанией МТС исчерпывающих доказательств, подтверждающих факт законного использования товарного знака в виде яйца на красном и белом фоне». Одним из мотивов такого решения стало отсутствие неопровержимых доказательств того, что авторами «Яйцеквадратов» являются именно Виктор Марковец и Алесь Рязанов, которые провели уже три выставки этих картин.

По окончании судебного процесса Ковшун пожаловался в министерство юстиции Белоруссии на поведение стороны истца во время процесса. Рязанов и Марковец в свою очередь направили надзорную жалобу в Верховный суд с перечислением нарушений, допущенных при рассмотрении иска. По сообщению агентства «Росбалт», ссылающегося на адвоката творцов Надежду Будник, суд противодействовал оказанию правовой помощи ее подзащитным и немотивированно отклонял доказательства, представляемые истцами.

После неудачи в Верховном суде поэт и художник и обратились в НЦИС, требуя признать незаконным не только использование, но и регистрацию товарного знака МТС. Апелляционный совет НЦИС жалобу Марковца и Рязанова удовлетворил. Теперь у этой инстанции есть два месяца на составление мотивировочной части решения. «После изучения представленных материалов мы рассмотрим вопрос об обжаловании данного вердикта в Верховном суде в отведенные для этого законом сроки. До этих пор решение апелляционного совета НЦИС считается не вступившим в силу и соответственно не влечет за собой никаких юридических последствий», -- подчеркивает г-жа Осадчая.

Забавно, что обжаловать решение апелляционного совета нужно в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда -- именно той инстанции, которая в октябре отклонила иск Рязанова и Марковца. Если решение НЦИС после обжалования не изменится, оно вступит в силу через полгода после объявления мотивировочной части, то есть не позднее 3 января 2009 года. Если же суд вновь подтвердит законность регистрации товарного знака МТС в Белоруссии, у Марковца и Рязанова больше не будет возможности это решение обжаловать. Представители НЦИС от комментариев отказались.

Впрочем, «дело о яйце» на этом не заканчивается. Утром 8 мая будет объявлено решение относительно второго товарного знака -- белого яйца в красном квадрате. Именно это изображение МТС использует в качестве логотипа.

Подобных прецедентов в Белоруссии еще не было. В России, впрочем, тоже. Зато нередко друг с другом судятся компании со схожими названиями или символами, одна из которых российская, успевшая зарегистрировать на территории РФ бренд или товарный знак раньше иностранной фирмы, выходящей на наш рынок. Первой иностранной компанией, которой удалось отвоевать свое название у российской, стала в 2006 году швейцарская консалтинговая организация Interbrand Zintzmeyer & Lux AG.

Виктория СОКОЛОВСКАЯ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»