|
|
N°38, 05 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорош строить!
Московские чиновники меняют правила игры на рынке жилья
Правительство Москвы намерено отказаться от «системы натурального обмена», на основе которой долгое время строились взаимоотношения города и строительных компаний. Если до сих пор правительство Москвы предоставляло инвесторам и застройщикам землю в обмен на часть построенных ими квадратных метров, то очень скоро бизнесмены будут поставлены перед необходимостью перечислять в столичный бюджет «живые» деньги за право строить. Кроме того, в ближайшее время городское правительство может принять решение о лимитировании строительства жилья в Москве в рамках 4 млн кв. метров в год (эксперты считают это решение вынужденным, так как успеха прошлого года в 3,8 млн кв. м стройкомплекс достиг «на последнем издыхании»). Кроме того, свободных земель для строительства все меньше, а квартиры в новых домах после слез радости из-за некачественного выполнения работ вызывают у новоселов слезы обиды и гнева.
Как сообщил газете «Время новостей» источник, близкий к руководству московского правительства, через две недели столичные чиновники намерены обсудить «концепцию новых отношений строительного бизнеса и власти». На том же заседании правительства пойдет речь об ограничении общего объема московского жилстроительства в ближайшие два года, как выразился источник, «в пределах 4 млн кв. метров в год» (в 2001 г. построено 3,8 млн кв.м, на 2002 год запланировано 4,2 млн кв.м).
Официального подтверждения в правительстве Москвы о готовящейся революции получить не удалось, но представитель одного из банков, давно финансирующих московских строителей, по поводу нововведений сказал нашей газете: «В правительстве давно существует настроение приструнить строителей».
Дело в том, что с середины прошлого года инвестиционные строительные контракты распределяются на городских конкурсах. И основным критерием выбора застройщика считается как можно больший процент новых площадей, которые передаются муниципалитету для очередников и переселенцев из ветхого и коммунального жилья и из «хрущовок». Последние торги показали, что «щедрые» инвесторы готовы отдавать городу до 50% площадей (раньше доля города ограничивалась 30-40%) Для строительства 1 кв. м муниципального жилья застройщикам нужно было продать 2,5 кв. м коммерческого. Однако муниципальный метр отдавался городу по себестоимости, что позволило передать в прошлом году для очередников и переселенцев 400 тыс кв. м. В 2004 году под муниципальные программы запланировано передать 1,65 млн кв. м. Между тем, как показывают расчеты, при себестоимости строительства одного кв. м в 320 долл правительству необходимо будет найти в 2004 году почти 530 млн долл для возведения муниципальных «бесплатных» квартир. Строительство инженерных коммуникаций увеличивает эту сумму еще на 20%.
Если задуманная в московском правительстве «оптимизация инвестиционного процесса» пройдет, рассуждают в правительстве, то на вырученные от конкурсов средства город сможет заказать строителям жилья в четыре раза больше. Одновременно с сокращением объема строительства планируется повысить его качество.
Будут у изменений правил игры на столичной строительном рынке и другие последствия. Победа на конкурсах, обусловленная необходимостью платить сразу «живые» деньги, будет под силу крупным строительным организациям - таким как «Мосфундаментстрой-6», СУ-155, ДСК-1, ДСК-3 и «Мосстроймеханизация-5». Все они в той или иной мере связаны с московским правительством. Другим следствием станет усиление активности столичных застройщиков на подмосковном рынке, где земельные ресурсы практически неограниченны, а местные власти готовы заключать контракты со строителями на условиях получения в свое распоряжение 20-40% новых площадей.
Владислав ДОЛГОВ