Время новостей
     N°76, 05 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.05.2008
"Ивановские узбеки" собираются
Страсбургский суд запретил России выдавать их Узбекистану
Прямо перед майскими праздниками Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял решение по делу 14 узбеков из города Иваново, которых Россия намеревалась экстрадировать в Узбекистан. Судьи запретили экстрадицию и обязали российское правительство оплатить этим гражданам судебные издержки, а также компенсировать моральный вред в размере 15 000 евро каждому.

Дело «ивановских узбеков» (в Страсбурге числится как «Исмоилов и другие против России»), о котором неоднократно писала газета "Время новостей", тянется с лета 2005 года. Вскоре после событий в Андижане (Узбекистан) 13 мая 2005 года, где власти жестоко подавили манифестации протеста, в Иваново были задержаны 12 узбекских граждан, один гражданин Киргизии и один россиянин. Правоохранительные органы Узбекистана обвиняли их в участии в андижанском мятеже. На самом деле большинство задержанных в течение нескольких лет не были ни в Андижане, ни в Узбекистане вообще -- один из них и вовсе незадолго до задержания прилетел в Россию из Турции. Лишь один из задержанных, Махмуд Рустамходжаев, побывал в Андижане в роковом мае 2005 года -- ему необходимо было продлить выданный там паспорт.

Российские правозащитники из комитета «Гражданское содействие» и центра «Мемориал», которые с самого начала старались контролировать развитие событий, отмечают, что соответствующие запросы от узбекских властей относительно именно этих 14 человек были присланы позже, чем произошло задержание. Таким образом, получилось, что узбекская юстиция не искала конкретных граждан, а как бы оформила задним числом свой интерес к уже имеющимся задержанным.

Весной 2007 года правозащитникам удалось приостановить начатую российскими властями процедуру экстрадиции и добиться освобождения задержанных из следственного изолятора. Характерно, что экстрадировать в Узбекистан Россия в рамках данного дела пыталась и своего собственного гражданина Хатама Хаджиматова. Руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина сравнивает эту ситуацию с нашумевшим скандалом вокруг отказа России выдать в Великобританию депутата свежеизбранной Госдумы Андрея Лугового, которого британские власти подозревают в убийстве бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко. Как известно, российская сторона многократно подчеркивала конституционный запрет на выдачу россиян, который тем не менее власти научились обходить в случаях с экстрадицией в Центральную Азию людей, подпадающих под международное определение политических беженцев, но не получивших соответствующего статуса в России.

К слову, число «статусных» беженцев в России крайне мало на фоне других стран, сталкивающихся с большим миграционным притоком извне: их всего около 500 человек. Для сравнения: Соединенные Штаты готовы в 2008 году принять до 70 тыс. беженцев из различных регионов земного шара.

Решение Страсбургского суда буквально спасло «ивановских узбеков»: если бы они попали в Узбекистан, им грозили бы длительные сроки заключения, возможно, смертная казнь и, как это аккуратно сформулировали европейские юристы, «дурное обращение». Хатам Хаджиматов, который уже до начала судебного преследования имел российский паспорт, сразу же после освобождения из СИЗО уехал в Норвегию. Двенадцати выходцам из Узбекистана убежище готова предоставить Швеция. На обладателя паспорта Киргизии шведское человеколюбие не распространяется: Киргизия считается в гуманитарном плане более безопасной, чем Узбекистан, и теоретически туда можно вернуться.

Правозащитники говорят, что часть «ивановских узбеков» высказывает, несмотря ни на что, желание остаться в России. Никто из них, что характерно, не работает на стройке или дворником, все имеют высшее образование, а некоторые пытаются восстановить свой бизнес, изрядно пострадавший за время милицейских злоключений. Правозащитники, однако, полагают, что эмиграция будет наилучшим выходом, поскольку подозревают, что кроме официального взаимного обязательства стран -- членов Шанхайской организации сотрудничества о выдаче подозреваемых в терроризме между российскими и узбекскими спецслужбами действуют неформальные соглашения о взаимопомощи. Такие соглашения иногда срабатывают и после того, как задержанного отпускают из-под стражи, а суд устанавливает его невиновность. Известны случаи, когда человека просто высаживали из машины в пустом переулке, в другом конце которого ждала машина с сотрудниками правоохранительных структур одного из сопредельных государств.

Представитель России в коллегии страсбургских судей, принимавших решение по «ивановским узбекам», выразил «особое мнение», в котором поставил под сомнение определенный судом объем компенсаций. Россия, по идее, может пожаловаться в так называемую Большую палату Страсбургского суда, но практика показывает, что эта инстанция, скорее всего, подтвердит имеющееся решение.

Иван СУХОВ