Есть нечто символичное в том, что своим новым мэром лондонцы выбрали 43-летнего консерватора Бориса Джонсона
(на снимке с супругой) по кличке Клоун, из-за победы которого на прошедших на днях выборах в Великобритании вчера пошли слухи о возможной скорой отставке премьер-министра лейбориста Гордона Брауна. Сам премьер, конечно, вероятность этого отмел начисто, но "уроки" из происшедшего его партия обещала извлечь.
Новый мэр -- это соломенная копна непослушных волос, не сходящая с лица кривая улыбка, косолапая походка. Непосвященному может показаться, что этот выбор -- результат неожиданного коллективного помешательства жителей одного из самых важных мегаполисов планеты. Как может штатный ведущий юмористического телешоу, чья обязанность -- развлекать зрителей острым словом и веселыми шутками, распоряжаться годовым бюджетом в 11 млрд фунтов стерлингов (22 млрд долл.) и вершить судьбу восьмимиллионного населения британской столицы? Может, лондонцы просто не разобрались и проголосовали 1 мая за случайного кандидата?
Но при пристальном рассмотрении выбор 2,5 млн столичных избирателей не выглядит таким уж парадоксальным. Ведь хотя Джонсон любит и умеет шутить, его главные занятия -- политика и журналистика. Он депутат парламента, министр теневого кабинета, один из тех молодых консерваторов, которые после неудач партии на выборах в 1990-х годах вернули ей привлекательность в глазах избирателей.
Его журналистская и литературная карьера впечатляет не меньше. После окончания Оксфордского университета он быстро выдвинулся в число самых интересных молодых журналистов Великобритании и занял место заместителя редактора газеты «Дейли телеграф». Потом был пост корреспондента этой газеты в Брюсселе при штаб-квартире Евросоюза, а по возвращении -- должность главного редактора журнала «Спектейтор», идеологического рупора консерваторов. Борис Джонсон -- популярный обозреватель, автор талантливых книг, историк. Его многосерийный телефильм о Древнем Риме был показан в 80 странах.
Острый журналистский глаз Джонсона быстро
разглядел прорехи в деятельности лондонского градоначальника Кена Ливингстона, которого на нынешних выборах поддерживало лейбористское правительство Гордона Брауна. Избранный в 2000 году первым мэром столицы (ранее такой должности вообще не существовало) 62-летний левый социалист Ливингстон энергично взялся за решение ее проблем. Он попробовал разгрузить забитые пробками лондонские магистрали, введя оплату за проезд автомобилей в центр города (сейчас она составляет 8 фунтов в день). При этом он увеличил количество рейсовых автобусов. Наконец, ему Лондон во многом обязан получением летних Олимпийских игр 2012 года в ожесточенной борьбе со считавшимся фаворитом Парижем.
Но Ливингстону не удалось избавить столицу от разгула подростковой преступности, от нехватки дешевого жилья, от нежелательных последствий бесконтрольной эмиграции. Да и его транспортные реформы оказались бессильны против растущего автопотока. По этим «болевым точкам» и бил Джонсон во время жесткой трехмесячной избирательной кампании. И ему поверили 52% избирателей.
«Победа Джонсона состоит из нескольких слагаемых, -- рассказал «Времени новостей» британский политолог Джеймс Стаунтон. -- В первую очередь это его статус известной телеперсоны и умного интересного собеседника. Это политик новой формации. Он открытый, современный, острый. Такие люди, как показал пример Тони Блэра (экс-премьер Великобритании. --
Ред.), нравятся избирателям. Да и падение популярности Ливингстона сыграло свою роль».
По мнению нашего собеседника, Джонсону помогло также раздражение избирателей действиями лейбористского правительства. Ведь наряду с мэром лондонцы избирали и городскую ассамблею, где консерваторы приобрели сразу восемь новых мандатов и теперь имеют в ней здоровое большинство. Так что сдвиг вправо в Лондоне очевиден. Впрочем, как и во всей стране, где одновременно прошли выборы в местные советы. "Результаты удручающи для нынешнего премьера Гордона Брауна -- за его кандидатов проголосовала лишь четверть избирателей. Таких плохих показателей у лейбористов не было с 1968 года", -- говорит "ВН" Джеймс Стаунтон.
Однако пока нет ответов на вопрос о том, как потомок «турецкоподданного» (прадед Джонсона был пашой и министром в Османской империи) будет управлять Лондоном. В ходе избирательной кампании Борис, как здесь говорят, «держал карты ближе к орденам» и не распространялся о членах своей будущей команды. Известно лишь, что он пригласит в лондонскую администрацию лучших менеджеров британского бизнеса, которые займутся преступностью среди молодежи, жилищным кризисом, транспортными трудностями, бесконтрольной иммиграцией и подготовкой к Олимпиаде-2012. Одно можно сказать с уверенностью: с новым мэром Лондон не соскучится.