Время новостей
     N°37, 04 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2002
«Амели», как и было предсказано
Обитательница Монмартра удостоена «Сезаров» за лучший фильм и лучшую режиссуру
Никто не сомневался в том, что справедливость восторжествует. Всеобщая любимица «Амели», оскорбительно обойденная приглашением на Каннский фестиваль, открывшая фестиваль Московский, номинированная на пять «Оскаров» и возродившая веру во французский bel esprit, была названа Французской киноакадемией лучшим фильмом года, а режиссер Жан-Пьер Жене («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Чужой 4») получил «Сезара» за лучшую режиссуру. Обладателем статуэтки за лучшую музыку стал любимец московской публики Ян Тирсен, а лучшим художником-постановщиком была названа Алин Боннетто, создавшая для фильма Жене абсолютно сказочный Париж, где всегда светит солнце.

Многие склонны недооценивать успех «Амели» и даже видят какой-то заговор в том, что номинированный в тринадцати категориях фильм получил всего четыре статуэтки. Конечно, «Амели» не побила рекорда «Последнего метро» Франсуа Трюффо (десять наград). Но объясняется это не заговором, а необыкновенно высоким уровнем фильмов, претендовавших на «Сезаров» в этом году. Напомним, что в номинациях были «Под песком» Франсуа Озона (ненаграждение этого совершенного психологического этюда, пожалуй, единственная явная несправедливость субботней церемонии), «Пианистка» Михаэля Ханеке (Анни Жирардо заслуженно награждена за лучшую женскую роль второго плана), «Интим» Патриса Шеро, «Узнаешь» Жака Риветта. А «Что ни день, то неприятности» Клер Дени и «Рабочий график» Лорана Канте даже в номинации не попали! Но самым сильным соперником «Амели» неожиданно оказалась картина Жака Одьяра «Читай по губам». Она отмечена тремя статуэтками: за лучшую женскую роль (Эммануэль Дево), лучший сценарий (Жак Одьяр и Тонино Бенаквиста) и лучшее звуковое решение.

Хотя Одьяр далеко не новичок в режиссуре («Смотри, как падают мужчины», «Очень скромный герой»), его новую картину справедливо называют сенсационной. Эта мрачная история о любви бесцветной секретарши с ослабленным слухом (Дево) к вышедшему из тюрьмы апашу (Венсан Кассель) поначалу маскируется под социальную притчу о насилии и подавлении как доминанте современного общества -- будь то в преступном подполье, в тюрьме или в стерильном офисном пространстве. Но затем совершенно непредсказуемо превращается в изобретательный и захватывающий дух триллер.

Профессионально сделанная, но безвдохновенная и явно перехваленная французскими критиками «Офицерская палата», выдвинутая по девяти номинациям, довольствовалась двумя «Сезарами» -- за лучшую работу актера второго плана (Андре Дюссолье) и лучшую операторскую работу (Тецуо Нагата). Лучшим актером был назван ветеран Мишель Буке, сыгравший главную роль в драме Анны Фонтен «Как я убил своего отца». Лучшим иностранным фильмом признан «Малхолленд драйв» Дэвида Линча, который уже удостоился аналогичной почести ровно двадцать лет назад за свой шедевр «Человек-слон». Почетные «Сезары» вручены Джереми Айронсу, Клоду Ришу и Анук Эме.

Лучшим дебютом предсказуемо была названа франко-бельгийско-британско-итальянско-словенская постановка Даниса Тановича «Нейтральная полоса». Это насквозь конъюнктурное произведение, снятое на западные деньги специально для западных фестивалей, рассказывает о гражданской войне в Югославии на языке черной комедии, радуя людей с невзыскательным вкусом своим непритязательным юмором. А так как невзыскательный вкус и желание посмеяться над серьезными вещами -- явления достаточно распространенные, «Нейтральная полоса» уже получила каннский приз за сценарий, «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм, а теперь всерьез претендует на «Оскара». (Интересно, что в качестве страны-производителя в списке оскаровских номинантов у «Нейтральной полосы» нагло указаны Босния и Герцеговина!) От души пожелаем неудачи этой циничной поделке.

А за океаном тем временем только и думают, что об «Оскаре», который будет вручен через три недели. В минувшую субботу дополнительные очки в предоскаровской гонке набрали «Госфорд парк» Роберта Олтмена и «Игры разума» Рона Ховарда. Американская гильдия сценаристов вручила свои награды сценаристу-дебютанту Джулиану Феллоузу («Госфорд парк») за лучший оригинальный сценарий и Акиве Голдсмену («Игры разума») за лучшую адаптацию.

Алексей МЕДВЕДЕВ