|
|
N°37, 04 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что-то не сходится
Методы обращения государства с киностудиями вызывают у директора «Ленфильма» яростный протест
Неделю назад петербургские телеканалы и газеты сообщили об отставке директора студии «Ленфильм» Виктора Сергеева. Причина -- начавшийся на студии процесс акционирования. Позже выяснилось, что директор дал согласие остаться на своем посту до окончания первого этапа реформирования -- примерно до мая. В пятницу Сергеев дал пресс-конференцию, где и рассказал о причинах принятого решения.
«70 процентов этого поступка продиктовано личными мотивами. Мне 64 года. Принимая пост директора, я сказал: максимум на пять лет. 1 февраля 2002 истек срок. Я себе абсолютно трезво отвожу для нормальной творческой деятельности еще пять лет. Я хочу отдать их режиссуре. Остальные 30 процентов мотивации отставки вытекают из моего категорического несогласия с реорганизацией киноотрасли в целом. Суть реорганизации в том, что государство хочет взять под свой жесткий контроль все унитарные предприятия. При этом всегда говорилось: государство не допустит приватизации творческого наследия, то есть фильмофонда. Теперь оказывается, что это не так».
Виктор Сергеев рассказал, как «Ленфильм» распорядился принадлежащим ему фильмофондом. Был подписан контракт с холдингом "Медиа-Мост", по которому переданы на 10 лет права на телепоказ в России и СНГ фильмов, созданных до 1992 года. С 1998 по 2001 год студия получила от холдинга примерно 260 миллионов рублей. Из этих денег были выплачены долги, модернизирована техническая база, осуществлялись выплаты авторских вознаграждений создателям фильмов из коллекции. «Причем выплаты, -- подчеркнул Сергеев, -- в отличие от московских студий, не по закону об авторских правах, по которому платят только режиссеру, сценаристу и композитору, а по постановлению правительства, то есть еще и оператору, художнику и звукооператору».
По мнению Сергеева, такое расходование средств было справедливым. Тем не менее с идеей приватизации студии Сергеев в принципе согласен: «В мире нет государственных киностудий (кроме Китая, КНДР и Кубы)». Но форма, в которой этот процесс начинается в России, вызывает у него «почти яростный протест». «Сначала студия будет поделена на два федеральных унитарных государственных предприятия -- ТПО «Ленфильм» и Фильмофонд «Ленфильм». Я говорю министру: давайте оценим фильмофонд. Точную стоимость «Чапаева» или «Дамы с собачкой» не вычислить, но есть рыночная стоимость. Вот когда мы торговались с Березовским и Гусинским, первый давал миллион долларов, а Гусинский -- 7 миллионов на 10 лет. А на 50 лет будет 35 миллионов. Лично я в такую сумму оцениваю коллекцию. Нет, говорит министр. Надо вывести новое предприятие с нулевым балансом. Коллекция должна быть оценена как можно дешевле. Зачем? По логике министра, затем, чтобы потенциальный покупатель студии был заинтересован приобрести и коллекцию. И якобы если задешево он ее купит, то вложит «освободившиеся» деньги (то есть, непотраченные) в развитие технической базы. Я спрашиваю: почему вдруг решили приватизировать коллекцию? И что если инвестором через подставных лиц окажется, например, тот же Березовский? Он задешево получит наследие, не вложит ни копейки в производство и будет жить на продажу прав на фильмы. Ответа я не получил. Я пытался сопротивляться этому сколько мог». Виктор Сергеев сказал, что пытался довести свои сомнения «до президента, так как глубоко убежден, что правда, стоящая за истоками этой приватизации, до него доведена не была».
Более всего директора студии удивляет: «Почему как только предприятие встает на ноги, его надо уничтожить? Причем речь не только о Минкульте. Вот у меня лежит письмо из налоговой полиции с угрозой возбуждения уголовного дела за незаконную предпринимательскую деятельность -- наша котельная не имеет лицензии на отпуск тепла! Неделю отбиваемся».
P.S. Газета «Время новостей» неоднократно сообщала о планах акционирования студий, полученных непосредственно от министра культуры и чиновников службы кинематографии. Изложенное директором "Ленфильма" не во всем с этой информацией совпадает. Что-то тут не сходится. Либо министерство поменяло планы, либо г-н Сергеев их неправильно понял, либо есть какие-то дополнительные обстоятельства, которые пока не выносятся на публику.
Ольга ШЕРВУД