Время новостей
     N°37, 04 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2002
Авиалинии Украины, соединяйтесь
Киев создает национальную авиакомпанию
Министр транспорта Украины Валерий Пустовойтенко в конце прошлой недели объявил, что к 15 июля в стране будет организован национальный авиаперевозчик. Сейчас на Украине функционируют три авиакомпании общенационального масштаба, в капитале которых в разной степени участвует государство. Причем четко прослеживается тенденция: чем выше степень этого участия, тем хуже идут дела у компании. Нового флагмана украинской авиации предполагается создать объединением этих трех фирм. Две из них -- «Международные авиалинии Украины» и «Аэросвит» -- уже дали свое принципиальное согласие. Согласия третьей -- «Авиалиний Украины», -- видимо, не придется и спрашивать, так как эта компания, во-первых, на 100% принадлежит государству, а во-вторых, стоит на грани банкротства.

В начале 1990-х годов находившиеся на украинской территории подразделения «Аэрофлота» пережили череду организационных метаморфоз, которая завершилась образованием двух независимых авиакомпаний с преобладающим государственным участием: «Авиалинии Украины» (АУ) и «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Первая получила в распоряжение парк старой советской авиатехники, а вторая создавалась как совместное предприятие с австрийской Аustrian Airlines и швейцарской Swissair и изначально ориентировалась на самолеты западного производства (Boeing-737 разных модификаций). АУ одно время претендовали на статус главного авиаперевозчика страны, и в частности хотели управлять государственным пакетом акций МАУ. Но последние сумели отстоять независимость. Сейчас их госпакет (61% акций) находится в распоряжении Фонда госимущества Украины. Остальные ценные бумаги распределены между австрийским и швейцарским акционерами, а также ЕБРР и международной лизинговой компанией Debis Air Finance.

В 1994 году на украинский рынок пассажирских авиаперевозок ворвался еще один энергичный игрок. Компания "Аэросвит", созданная под руководством Григория Гуртового (который до этого принял активное участие в становлении российской «Трансаэро»), тоже летает на Boeing-737. Украинское государство в лице Фонда госимущества владеет 22% акций этой компании, еще 40% принадлежат другим украинским собственникам, а 38% -- голландской компании Gilwаrd Investments B.V.

Сейчас компании АУ, МАУ и «Аэросвит» выполняют полеты с Украины в полтора десятка стран каждая, но их хозяйственно-финансовые результаты при этом сильно различаются. АУ, активы которых оцениваются в 8,5 млн долл., накопили долгов примерно на 20 млн долл. Из десяти самолетов компании (Ту-134, Ту-154, Ил-62) пять не способны подняться в воздух. В прошлом году пилоты и штурманы АУ опубликовали беспрецедентное заявление о том, что не ручаются за безопасность своих полетов.

Правительство рассматривало возможность передать АУ под управление более удачной компании, а именно «Аэросвита», который выразил согласие частично погасить долги неудачливого конкурента. Однако в январе 2002 года рабочая комиссия при кабинете министров Украины отвергла этот вариант и решила готовить АУ к приватизации.

Параллельно с этим в феврале акционеры и менеджмент МАУ и «Аэросвита» провели серию совместных заседаний, на которых достигли принципиального согласия об объединении. Правда, условия этого объединения еще не согласованы. Над ними одновременно работают две комиссии, в одну из которых входят акционеры, а в другую -- управленцы авиакомпаний. Правительственные чиновники надеются, что ко второму кварталу года АУ завершат финансовую санацию и тогда смогут подключиться к объединительному процессу. В совокупности три потенциальные составные части предполагаемой национальной авиакомпании контролируют 70% международных авиаперевозок Украины. Правда, на внутреннем рынке страны, где МАУ и «Аэросвит» практически не представлены, господствуют более мелкие региональные авиакомпании.

Михаил КУКУШКИН