Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК), основным акционером которого является предприниматель Владимир Лисин,
только со второй попытки удалось получить разрешение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку 100% акций «Макси-групп». В феврале ФАС отказала НЛМК в совершении сделки из-за того, что компания не представила в антимонопольный орган все необходимые сведения. Аналитики тогда говорили «Времени новостей», что претензий по существу к сделке у ФАС нет и быть не может, ведь рынки, на которых работают НЛМК (листовой прокат) и «Макси-групп» (сортовой прокат и метизная продукция), не пересекаются, и покупка контрольного пакета вряд ли будет аннулирована. Правда, большинство из них не исключили, что ФАС применит к НЛМК ряд штрафных санкций, сумма которых может составить 3 млрд руб. На деле же, как сообщил вчера «Времени новостей» представитель НЛМК Антон Базулев, ФАС ограничилась штрафом в 300 тыс. руб. и вынесением предписания по сделке сроком на пять лет.
«Макси-групп» специализируется на сборе, обработке лома черных металлов, а также выпуске горячекатаного сортового металлопроката. Группа входит в тройку лидеров по объемам переработки лома черных металлов в России. В ее составе -- Нижнесергинский метизно-металлургический завод, а также более 30 компаний по сбору и обработке лома черных металлов. Предприятия компании перерабатывают 6--7% от общего объема заготавливаемого лома в России, выпускают более 4% мелкосортного проката и 13% катанки в стране.
В настоящее время НЛМК принадлежит 50% плюс одна акция «Макси-групп», остальными акциями владеет основатель этой компании Николай Максимов. Соглашения о приобретении у г-на Максимова контрольного пакета акций находящейся тогда в предбанкротном состоянии «Макси-групп» НЛМК достиг в ноябре 2007 года, а уже в начале декабря компания сообщила, что сделка стоимостью 600 млн долл. завершена. После этого НЛМК обратился в ФАС с ходатайством на утверждение сделки по приобретению уже 100% акций группы. В НЛМК «Времени новостей» тогда сообщили, что вопрос о приобретении остальных акций у г-на Максимова пока не стоит, однако не исключили такой возможности в дальнейшем. Поэтому, по версии компании, ходатайство о приобретении 100% акций было подано на случай, если все-таки удастся договориться о приобретении большей доли. Впрочем, 15 февраля ФАС отказала НЛМК в ходатайстве в связи с тем, что комбинат не указал в нем о факте подписания соглашения по покупке контрольного пакета «Макси-групп», которое произошло за несколько дней до подачи документов в антимонопольную службу.
Вчера антимонопольная служба сообщила, что предписала НЛМК не предпринимать без предварительного согласования с ней необоснованных действий, направленных на сокращение производства холоднокатаного проката и проката с покрытием, и обеспечить исполнение всех контрактов, договоров, действующих на дату совершения сделки. НЛМК должен заключать договоры купли-продажи на условиях, не допускающих неравного положения потребителей. Один раз в полугодие комбинат должен информировать ФАС об объемах производства, поставках на рынок РФ и на экспорт горячекатаного и холоднокатаного проката и проката с покрытием, а также представлять сведения о покупателях, данные о текущих отпускных ценах на прокат.
Вчера г-н Базулев сообщил «Времени новостей», что позиция компании относительно распределения долей пока остается прежней. Впрочем, эксперты не исключают, что в дальнейшем НЛМК может стать единственным акционером «Макси-групп». В НЛМК тоже не отрицают, что планы могут измениться. В феврале в «Макси-групп» уже произошли серьезные изменения: на внеочередном собрании акционеров 26 февраля было принято решение упразднить должность президента группы, которую занимал г-н Максимов, а ранее НЛМК сменил и гендиректора компании.