Страны-акционеры Международного валютного фонда
поддержали реформу системы расчета акционерных квот этой организации -- реформу, против которой выступали Россия и ряд других стран. Вчера МВФ объявил результаты голосования, которое продолжалось вплоть до понедельника. Из 185 стран, входящих в фонд, прислали заполненные бюллетени 180 и поддержали реформу 175 -- это дало общий объем голосов в пользу реформы 92,93% при необходимых 85%. «Я рассматриваю этот результат как начало новой легитимности фонда», -- приводятся в пресс-релизе МВФ слова его директора-распорядителя Доминика Стросс-Кана.
Придание МВФ новой легитимности и
было целью пересмотра устаревшей системы расчета квот, которая нисколько не учитывала бурный рост азиатских экономик, новую роль в мировом хозяйстве таких стран, как Китай, Индия, Южная Корея или Бразилия. Два года назад тогдашний глава фонда испанец Родриго де Рато понял, что игнорировать эти страны больше нельзя, и дал старт обсуждению реформы. Заканчивать ее выпало уже на долю Стросс-Кана. Изначально было понятно, что сделать баланс сил более справедливым можно только путем сокращения доли европейских стран. В тот момент США и Евросоюз имели «контрольный пакет», обладая более чем половиной голосов, причем по любым расчетам американская квота и не могла сократиться. Что же касается Европы, то ее представители и менеджмент МВФ сделали все, чтобы новые формулы расчета квот сами по себе выглядели логичными, но не сокращали долю ЕС. Это удалось.
Многие экономисты, хорошо знакомые с системой международного финансового сотрудничества, имеющие опыт работы в МВФ или финансовых ведомствах крупных стран, назвали итоговую формулу «неадекватной». На самом деле не составляет большого труда понять: авторам «реформы» пришлось сильно лукавить, используя очевидно надуманные индикаторы открытости и изменчивости экономики, которые отражают не уровень ВВП, а уровень торговли.
Россия была одним из последовательных критиков предлагаемой реформы. Российская квота по новой формуле немного сокращается: с 2,74 до 2,49%. Но в Москве не раз подчеркивали, что смущает не это, а выхолощенная суть реформы. Не далее как в середине апреля, во время проходивших в Вашингтоне «Весенних встреч» МВФ и Всемирного банка, управляющий от России в МВФ министр финансов Алексей Кудрин называл изменения «недостаточными и косметическими». Он говорил, подчеркивал, что страны с развивающимися рынками получают увеличение своих квот в капитале МВФ в общей сложности на 1,1 процентного пункта: «Цели реформы квот не достигнуты. Формула не решает тех задач, которые мы ставили перед реформой». И даже официальный Вашингтон в лице министра финансов Генри Полсона признал, что реформа получилась «не такой амбициозной, как хотелось бы».
Самая яркая иллюстрация несоответствия реформы ее изначальным целям состоит в том, что для увеличения доли крупнейших развивающихся стран пришлось давать им специальные надбавки к квоте, рассчитанной по «реформированной» формуле. Этот казус не помешал Доминику Стросс-Кану заявить вчера: «В результате этих изменений структура квот и голосов в фонде станет более динамичной и ориентированной на перспективу. Новая структура представляет собой важный шаг в сторону перераспределения голосов в пользу динамичных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, и мы надеемся, что эти изменения будут продолжены в течение следующего десятилетия». Обещание неких изменений в будущем -- яркий пример дипломатических уловок Стросс-Кана, с помощью которых он убеждал противников реформы поддержать ее. И многих убедил.
В российском Минфине агентству Прайм-ТАСС вчера заявили, что Москва проголосовала против реформирования МВФ в части изменения уровня национальных квот. По данным источников «Времени новостей» в правительстве, Алексей Кудрин все-таки решил «воздержаться», что, впрочем, с точки зрения подсчета голосов дела не меняет. Шансы на провал реформы, конечно, были ничтожно малы. Однако итоговый результат свидетельствует, что у нее остались противники из числа относительно крупных акционеров и помимо России. Судя по всем предшествующим событиям, скорее всего это Саудовская Аравия, сейчас обладающая квотой в 3,21%. Согласно реформе, саудиты также потеряют свой вес в капитале МВФ.