|
|
N°75, 30 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Автоматизировать подано
На рынке компьютерных систем управления ресторанным бизнесом обещаны радикальные изменения
Новая компания iiko Давида Яна, основателя ABBYY, крупнейшего российского производителя программного обеспечения, в течение четырех лет намерена прийти к контролю 50% российского рынка систем управления ресторанным бизнесом. Но рестораторы уверены, что дальше декларации о намерениях дело не пойдет: они не верят в рост эффективности своего бизнеса за счет внедрения любой новой IT-системы.
Лидер российского рынка автоматизации систем ресторанного бизнеса -- компания USC. Ей принадлежит 50% российского рынка и 80% московского. USC -- поставщик системы R-Keeper, работающей в ресторанах не только России, СНГ, странах Балтии и Восточной Европы, но также во Вьетнаме, Саудовской Аравии, Египте и Тунисе.
Ближайший конкурент USC -- созданная в 2000 году компания «АСТОР», разработавшая одноименную систему на платформе «1С: Предприятие». Ее доля на рынке автоматизированных систем управления ресторанным бизнесом, по оценке экспертов, составляет около 15%. По словам представителя компании, за восемь лет «АСТОР» автоматизировала свыше двух тысяч ресторанов, фастфудов, кафе, баров и развлекательных центров в России и странах СНГ. На долю «1С-Рарус», разработавшей типовое решение для автоматизации ресторанного бизнеса, приходится еще 10% этого рынка. В затылки «1С-Рарус» и «АСТОР» дышит компания РСТъ, разработчик системы «РСТъ: Рестораторъ» (с 2002 года компания РСТъ входит в финансово-инвестиционную корпорацию Magnat). Четверка лидеров совместно контролирует почти 90% российского рынка. Оставшиеся 10% поделены между небольшими компаниями и т.н. «самописными» системами, сделанными IT-отделами ресторанов по заказу владельцев.
«Рынок систем автоматизации ресторанного бизнеса поделен и предельно конкурентен, планка входа в него крайне высока», -- говорит совладелец ресторана «Ностальжи» и президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. На что же рассчитывает iiko?
Давид Ян уверен, что и новичок может добиться успеха. «Все известные на рынке системы были разработаны в 90-е годы, и удовлетворять нынешним высоким требованиям рестораторов способны лишь частично, -- говорит предприниматель. -- Система от iiko не только управляет всеми бизнес-процессами в ресторане, автоматизирует продажи и склад, но и ежеминутно контролирует персонал, минимизирует затраты на приобретение продуктов и помогает выбрать оптимальных поставщиков».
По утверждению разработчиков, стоимость решения вполне конкурентоспособна. Среднему ресторану она обойдется в полмиллиона рублей, а владельцам фастфуда -- на 40--45% дешевле.
У UCS есть конкурентоспособный ответ -- минимальная стоимость их продукта составляет всего 35 900 руб. В цену включено оборудование и программное обеспечение. Стоимость «РСТъ-Рестораторъ» -- от 26 до 51 тыс. руб. Разработчики утверждают, что система окупается за три-четыре месяца.
Низкой цене конкурентов Давид Ян противопоставляет свой главный козырь -- помимо автоматизации склада и кассы iiko управляет ресторанными сетями, видеонаблюдением, финансами и персоналом. Г-ну Яну удалось убедить в будущем успехе инвестора, которым стала ИК «Тройка Диалог». Директор венчурного фонда «Тройка Диалог» Артем Юхин сообщил нашему корреспонденту, что фонд инвестировал в проект несколько миллионов долларов. Еще 1 млн долл. вложили Давид Ян и его партнер, соучредитель iiko Максим Нальский.
Систему Яна и партнеров на рынке уже «распробовали». Первым заказчиком одного из модулей системы стала ресторанная группа Аркадия Новикова. Компания iiko утверждает, что с декабря 2007 года этот модуль (единая дисконтная система) установлен в 28 ресторанах и шести магазинах Globus Gurme. В то же время USC заявляет, что во всех ресторанах Аркадия Новикова работают программы их производства.
Второй крупный клиент iiko -- компания «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (управляет 1780 ресторанами «Сбарро», «Восточный базар», «Виаджио и «Баш на баш» в десятках российских городов, странах Балтии и СНГ). Ее глава Мераб Елашвили сообщил, что переход на новую систему начался с внедрения в сетях «Восточного базара» и «Баш на баш». До конца 2008 года к системе подключат «Виаджио» и «Сбарро». Объем инвестиций в покупку системы Мераб Елашвили не раскрывает, но говорит, что рассчитывает окупить их через три-четыре года.
Давид Ян утверждает, что к iiko присматриваются еще две крупные российские ресторанные сети, но отказывается их называть. Впрочем, российским рынком амбиции компании Давида Яна не ограничиваются. Параллельно он планирует экспансию на рынки Европы и США. Зарубежные представительства ABBYY придутся кстати: именно на них ляжет нагрузка по первоначальному продвижению нового продукта.«Наша цель -- взять к 2012 году не менее 50% российского рынка и часть европейского, -- говорит г-н Ян. -- Сам рынок растет на 40--45% ежегодно, но мы хотим расти быстрее рынка».
«Планы Давида Яна кажутся нам нереалистичными. Любая компания, которая выходит на рынок, проводит PR-компанию для того, чтобы громко заявить о себе, -- говорит коммерческий директор UCS Галина Ретуева. -- В данном случае компания решила покорить всех не своим программным продуктом, а фантастическими цифрами, которые никак ею не обоснованы».
По всей видимости, iiko может себе позволить развиваться за счет рыночного тренда, хотя и в этом опрошенные «ВН» эксперты сомневаются. «Это слишком оптимистичные прогнозы, -- говорит совладелец ресторана «Ностальжи» и президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. -- Рынок растет, но не такими быстрыми темпами. Его рост не превышает 30% в России, а в Москве -- даже меньше 30%. Да, имеющиеся IT-системы не удовлетворяют требованиям рестораторов, но я убежден в том, что ни одному российскому разработчику не удастся создать решение, которое полностью устроило бы ресторатора».
«Увеличение эффективности бизнеса на 25% -- абсолютно нереальная цифра, -- смеется глава компании «Рестинвест» (владеет сетью ресторанов в Самаре) Александр Каргин. -- Вклад IT-системы объем выручки ресторана -- от 20 до 30%. Никакая компьютерная программа не способна ее увеличить, потому что эффективность ресторанного бизнеса на 70--80% зависит от людей. А любую программу можно обойти».
Давид Ян уверен, что создал программу, обойти которую невозможно. Так ли это? Мераб Елашвили скоро узнает ответ на этот вопрос.
Виктория МУСОРИНА, iToday, -- специально для «Времени новостей»