Государственная управляющая компания, функции которой по поручению правительства выполняет Внешэкономбанк, страдает от недостатка возможностей для вложения доверенных ей средств россиян. Вчера ВЭБ рассказал, какой доход он уже получил,
инвестируя пенсионные накопления, и что нужно, чтобы этот доход повысить.
«Отчет о доходах очень мудреный», -- предупредил журналистов директор департамента доверительного управления Александр Попов. Но главные результаты были очевидны. Доходность инвестирования средств с начала года на конец марта составила 3,54%, за 12 месяцев -- 5,7%, а за трехлетний период средняя доходность составила 7,81%. Разумеется, такие результаты не могут удовлетворять, и прежде всего они не удовлетворяют сам ВЭБ. Ведь инфляция на конец марта была 4,8%, с марта 2007 года по март 2008 года -- 13%. Выходит, пенсионные накопления граждан постепенно тают, тогда как должны хотя бы сохраниться, а лучше -- приумножиться. Руководство ВЭБа, как известно, видит причины в очень жестких законодательных ограничениях возможностей инвестирования этих средств. «Последний раз мы направили в правительство предложения по расширению инструментов инвестирования в начале апреля», -- рассказал г-н Попов. А вообще в банке начали разрабатывать такие предложения еще в 2003 году и тогда же рассылать их в Минфин, МЭРТ, Минздравсоцразвития, Федеральную службу по финансовым рынкам. «С тех пор ждем реакции», -- невесело шутит директор департамента. Впрочем, в прошлом году список разрешенных инструментов был расширен за счет ипотечных ценных бумаг, но качественно это не изменило ситуацию.
Новая надежда появилась после того, как
на последнем заседании наблюдательного совета ВЭБа его глава премьер-министр Виктор Зубков попросил представителей нескольких министерств заняться разрешением этой проблемы. Как известно, еще в марте глава банка Владимир Дмитриев заявил, что до конца года правительство может разрешить ВЭБу перевести часть пенсионных средств -- до 20% -- на срочные депозиты коммерческих банков. Сейчас банк может размещать деньги будущих пенсионеров лишь на счетах до востребования, а ставка по ним практически равна нулю. Всего в управлении ВЭБа находится 360 млрд руб., 90% из которых -- средства молчунов. «Разумеется, все понимают, что это средства молчунов -- это самая консервативная инвестиция. Но почему мы не можем вкладываться в облигации, гарантированные государством в основной сумме долга?» -- вопрос г-на Попова вчера был явно риторическим.
Если же допустить ВЭБ к корпоративным облигациям хотя бы из списка А1, это могло бы стать дополнительным стимулом для компаний входить в этот список, который требует от них большей информационной открытости. А размещение средств на депозитах коммерческих банков могло бы стать дополнительной мерой поддержки краткосрочной ликвидности. Может, тогда доходность инвестирования и могла бы «подтянуться» к инфляции. Вот только, как сказал г-н Попов, этот «процесс должен быть обоюдным»: ведь не ко всякой инфляции можно подтянуться.