|
|
N°75, 30 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алена Алексеева: Наши с тренером цели совпали
На мартовском чемпионате Европы по водным видам спорта в Эйндховене 19-летняя пловчиха из Прокопьевска Алена АЛЕКСЕЕВА завоевала сразу две медали -- «серебро» на дистанции 100 м и «бронзу» на 200 м брассом. Награды спортсменки, впервые участвующей в турнире такого уровня, явились настоящим сюрпризом не только для любителей этого вида спорта, для главного тренера нашей команды Александра Клокова, но и для самой пловчихи. Теперь Алексеева планирует улучшить собственные достижения на июньском первенстве России по плаванию, отобраться в олимпийскую команду, удачно выступить в Пекине, а еще побить мировой рекорд на 200 м брассом. Об этом спортсменка рассказала корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ.
-- Алена, в Эйндховене журналисты назвали вас одним из открытий чемпионата Европы. Вы с тренером целенаправленно готовились именно на этом старте громко заявить о себе?
-- Естественно, все было просчитано заранее. Примерно за месяц перед чемпионатом Европы мы провели сбор в горах Армении, и пик моей формы должен был прийтись именно на голландский старт. Но без сюрпризов не обошлось. Я имею в виду, что мы рассчитывали «выстрелить» на дистанции 200 м брассом, стометровку практически не готовили, потому что я считала, что спринт у меня не очень идет. А по результатам все получилось иначе. В моей жизни это был первый крупный чемпионат. И две медали сразу... Конечно, надеялись на «золото» на 200 м, но чуть-чуть не сложилось. Может быть, я просто пока не готова проплыть эту дистанцию за 2 мин. 24 секунды.
-- Вы сказали, что спринт у вас не очень идет. Каким образом вы определили, что тяготеете к брассу и именно к 200 м, а не к более коротким дистанциям?
-- Мне кажется, что предрасположенность к той или иной дистанции определяется физическими данными спортсмена. Например, как бы я ни тренировалась на 50-метровке, что бы ни делала, не могу эту дистанцию плыть. Не успеваю разогнаться. У меня лучше получается плыть «на большом шаге», делать длинный гребок. Может быть, отчасти это обусловлено генетической памятью. Когда-то мои родители занимались легкой атлетикой. Бегали. И предпочитали стайерские дистанции.
-- Видимо, родители очень хотели, чтобы дочь пошла по их стопам?
-- Если честно, то папа в мое спортивное будущее никогда не верил. Мама наоборот. Это она отдала меня в плавание, когда мне исполнилось пять лет. Через два года я уже выполнила третий взрослый разряд. После чего меня выгнали из секции.
-- Почему?
-- У меня вообще пропало всякое желание тренироваться. Может быть, это произошло потому, что слишком рано начала серьезно заниматься спортом. Наплавалась так, что мутило от вида воды. Папа именно в тот момент и махнул на меня рукой. Разуверился во мне как в спортсменке. Даже потом, когда я сама решила вернуться в плавание и продолжить тренировки, сомневался, что моего запала хватит надолго.
-- И все-таки вернулись в плавание.
-- Да, в 12 лет снова стала плавать. Причем ходила тренироваться не в наш бассейн в Прокопьевске, а после уроков ездила на электричке в Новокузнецк. Почти каждый день. Все девчонки гуляют, телевизор смотрят, а я сломя голову несусь на электричку. Почему я это делала, сама не знаю. Завидовала подругам, мол, у них столько свободного времени, но плавание не бросала. Через год, в 13 лет, выполнила норматив мастера спорта. А потом на четыре года «встала».
Дело в том, что у многих девочек в этот период происходит гормональный всплеск, и прогресс в спорте может затормозиться или остановиться. Вот и у меня с 13 до 17 лет результаты вообще не двигались. А я ведь уже заканчивала училище олимпийского резерва в Новокузнецке. До 9-го класса ходила в среднюю школу в Прокопьевске. Причем училась практически на пятерки. А в 10-м и 11-м классе занималась в училище. Понятно, что из-за тренировок оценки снизились. Тем не менее после получения документов об окончании я уехала в Новосибирск и поступила в университет путей сообщения. Сейчас уже на третьем курсе. Правда, недавно перевелась на заочное отделение. По-другому не получается -- сборы, соревнования, разъезды... А на первом курсе я чуть не приняла решение окончательно порвать со спортом, но тут, как говорят, вмешался случай.
-- Вы любите путешествовать? Откуда такой странный выбор института?
-- Люблю. И здание университета красивое. И подруга моя училась там. Это и предопределило мой выбор. Кстати, именно в университете я познакомилась с молодым тренером по плаванию Александром Мартыновым. Некоторое время тренировалась у него. А после он познакомил меня со своим приятелем Александром Ильиным. Тот собирался ехать с пловцами на сбор в Киргизию. Мартынов меня спросил, не хотела бы я присоединиться к этой группе. Рискнула. Ну и вот с тех пор полтора года прошло, как мы с Ильиным тренируемся вместе.
-- Говорят, что поскольку Ильин в прошлом занимался плаванием в ластах, то он немного видоизменил и вашу технику?
-- Я пришла к Ильину, когда он уже работал тренером в классическом плавании. Но на тренировках часто плаваю в ластах и ногами исполняю движения, как «дельфинисты». Получается так, что я словно перекидываюсь через волну. Если раньше я делала гребок и падала, как брассисты, то сейчас словно прорезываю волну и двигаюсь вперед. Полтора года назад, когда я стала заниматься с Ильиным, мой лучший результат на 200 м брассом равнялся 2 мин. 34 сек. Сейчас я преодолеваю эту дистанцию за 2.25. За такое время сбросить девять секунд нормально. В наших планах побить мировой рекорд. Мы с тренером уверены, что показать результат 2.20,51 сек. вполне реально. Так что наши цели совпали.
-- Что самое важное для вас в работе с тренером?
-- Понимание. А его подчас и не хватает. Характеры у нас с тренером разные. Он буквально одержим нашей идеей. Стремится во что бы то ни стало добиться поставленной цели. И в этом стремлении он мне немного напоминает мне лошадь с шорами на глазах. После тренировок или когда возвращаюсь с соревнований, мне хочется пообщаться с подругами, в гости сходить. А он давит, дескать, вдруг простудишься на дискотеке, надо поберечься, не распыляться. По большому счету он, конечно, прав. Надо чем-то жертвовать ради своей цели. А мне 19 исполнилось, возраст берет свое. Но я верю тренеру, потому что тогда в Киргизии на сборе он поверил в меня. Тренер знает, в каком направлении нам нужно двигаться, и я буду делать то, что скажет он. Ведь за то время, что мы вместе, я впервые почувствовала наслаждение от тренировок. А когда недавно стояла на пьедестале и слушала гимн, пусть не в мою честь, но рядом со спортсменкой, ставшей первой, так захотелось стать чемпионкой! Завоевать олимпийскую медаль. Не уйду из спорта, пока не сделаю этого.
Кстати, в начале нашего разговора вы спросили, почему я выбрала именно брасс. А ведь сейчас у меня и кроль пошел, и «комплекс» стала пробовать. До Олимпиады в Пекине, естественно, я сосредоточусь только на брассе. А после займемся и другим. Я надолго планирую задержаться в плавании. После третьей своей Олимпиады брошу это занятие. Может быть.
|