За неделю до Пасхи русскоязычный сектор Интернета заполнился сообщениями, будто молодежь московских кавказских общин собирается в этот день в массовом порядке станцевать лезгинку у стен Кремля. Молодежь, которая считает излишними такие проявления культурного многообразия, стала готовиться к «ответным мерам». Запахло
повторением прошлогодних событий, когда ультранационалисты и кавказцы после «локального конфликта» на Манеже «забили стрелку» у памятника героям Плевны.
Сообщение о танцах могло быть и провокацией, и проявлением подросткового чувства юмора. А могло и соответствовать реальным намерениям: в конце концов праздник -- для всех, и почему бы мусульманам не проявить свою радость так, как они привыкли это делать: что может быть дурного в танцах? Как бы то ни было, количество ОМОНа в воскресенье на Манеже автоматически исключило мысли и о плясках, и о попытках объяснить танцующим, в чем они неправы.
Вместо Манежа представители заинтересованных сторон сошлись вчера за «круглым столом» в «Московском комсомольце». По обе стороны стола, как по разные стороны баррикад, засели радикальные русские националисты и представители кавказских общин. Националисты, конечно, не обошлись без видного мужчины в казачьей униформе времен первой мировой войны, который представился атаманом Запорожского войска Сергеем Подвигом. Их оппоненты сгруппировались вокруг Деньги Халидова -- сопредседателя общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (РКНК), созданного при поддержке президентской администрации и презентующего кавказские регионы и их жителей как неотъемлемую часть нашей страны.
Координатор Движения против нелегальной иммиграции Александр Поткин раскрыл свой ноутбук, развернул его к оппонентам и продемонстрировал видеоролик. В ролике несколько молодых людей явно южной наружности на фоне входной арки ВДНХ кидали на тротуар черно-желто-белый флаг монархической России, топтали его ногами и то ли писали на него, то ли только собирались. «Вот это же самое должно было произойти в воскресенье на Манеже», -- уверенно сообщил г-н Поткин, как если бы оно действительно произошло.
Оппоненты резонно отвечали, что могли бы предъявить в ответ сто двадцать роликов из нацистского сегмента Интернета, среди которых есть и такие, где жителям кавказских республик и выходцам из сопредельных государств Центральной Азии демонстративно стреляют в головы под выкрик «Слава России!».
«Мы хотели говорить о принципах, но вы сразу направили разговор в другое русло, -- сказал Александру Поткину Деньга Халидов. -- Мы работаем с этой категорией нашей молодежи. Когда по телевизору показали сюжет о русских националистах, которые собирались идти убивать кавказцев, на Пушкинской площади собрались кавказские ребята, которых два часа уговаривали разойтись по домам наша (РКНК. --
Ред.) бригада совместно с ГУВД. Мы все время объясняем им, что надо вести себя не только в рамках закона, но и в рамках сложившихся в той же Москве норм поведения. Но если вы решили мобилизовать русскую пассионарную молодежь за счет идеи этнической ненависти, значит, вы просто используете ее как пушечное мясо возможной гражданской войны: югославизация в России очень возможна, и если она произойдет, придется иметь дело с куда более крутыми оккупантами», -- предостерег г-н Халидов и сразу же указал таким образом классический способ примирения любых непримиримых: поиск общего врага.
Эту мысль тотчас же развил первый вице-президент Академии геополитических наук Константин Сивков, который счел своим долгом сообщить, что еще полгода назад был офицером Генштаба и потому знает многое о внешнеполитической доктрине американского империализма. «Российская Федерация -- это империя, -- сказал г-н Сивков. -- То есть пространство, в котором мирно проживают разные народы. Империи, в которые извне внедряются идеи национализма, распадаются. Небольшая кучка негодяев уже развалила Советский Союз, и теперь все страдают. А вопрос ведь не в том, будут ли бить кавказцев или русских на улицах, (тут представители РКНК не смогли скрыть своего удивления), а в том, быть России или нет». Сделав небольшое отступление о взаимной близости ислама и православия как культур, ставящих общее над частным, вопреки западной цивилизации, которая устроена строго наоборот, г-н Сивков указал три шага к межнациональному миру в единой России: надо выработать идейную основу жизнедеятельности общества, бороться с националистическими концепциями и идеями богоизбранности отдельных народов и четко определить образ врага, каковым, разумеется, являются США. «Какие народы вы имели в виду, когда говорили о богоизбранности?» -- насторожились националисты. -- «Вы сами знаете», -- смешно стушевался отставной офицер.
Но самых отчаянных борцов за этническую чистоту идея общего внешнего врага не особенно вдохновила. Лидер национал-социалистского движения «Славянский союз» Дмитрий Демушкин, к примеру, посетовал, что милицейская операция «Скинхед» -- это тоже проявление межэтнической розни. «Чем больше государство закручивает гайки, тем сильнее радикализация, -- объяснил он. -- Скинхеды считают, что они на войне». Г-н Демушкин опасается отпускать дочь гулять в наполненный кавказской молодежью двор своего дома на Каширке, и это «формирует у него негатив», независимо от чтения книг Адольфа Гитлера. Сопредседатель Национал-демократической партии России Александр Севастьянов объявил себя приверженцем межэтнического мира, но полагает, что он достижим только в том случае, если Россия (и Москва, в частности) вернется к этнодемографическому балансу 1950-х годов, потому что инстинкт охраны территории есть одно из биологических свойств человеческой натуры. Об этом г-н Севастьянов, к слову, написал в учебнике «Этнополитика», который хотел бы видеть в библиотеках российских вузов.
Президент ассоциации «Азербайджанцы в России» Союн Садыков миролюбиво поздравил оппонентов с Воскресением Христовым, а когда те хором ответили, спросил, что каждый из них конкретно сделал для русского народа, кроме агрессивных призывов в Сети. «Поезжайте за 50 км от Москвы в русские деревни и попытайтесь объяснить людям, что не надо пить, а надо работать, -- посоветовал г-н Садыков. -- Хорошие вы ребята, давайте вместе работать. Ведь если начнется гражданская война, никто себя не спасет. Я не понимаю, почему в России при таком количестве земли столько ненависти. У меня есть предприятие в Испании -- там никаких проблем. Приезжайте!» «У кавказцев нет другой страны, кроме России, -- добавил член РКНК Ахмет Азимов. -- А Россия велика именно в своем многообразии. Да, бывает трудно. Но диалог нужен, мы готовы сотрудничать со всеми, кроме провокаторов, и мы себе представляем результат этого сотрудничества. Это очень легко -- говорить о любви к миру и тут же называть способы его разрушить».