Власти Петербурга планируют освободить ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Метрополитен" от налога на имущество с 1 января 2009 года. Высвободившиеся средства должны направляться предприятиями на улучшение транспортного обслуживания граждан и сдерживать рост стоимости билетов. Эта льгота будет распространяться и на надземный экспресс, который планируется ввести в строй в 2011 году.
Электрический транспорт в Петербурге находится в бедственном положении. Он некомфортен для пассажиров. Рядовые сотрудники получают копейки. Поэтому не хватает машинистов поездов, кассиров метрополитена, водителей, контролеров трамваев и троллейбусов, а также работников депо и транспортных парков. Инфраструктура тоже не развивается --
ветхий подвижной состав, устаревшее оборудование. Метрополитен уже несколько десятков лет насчитывает четыре действующие линии с 60 станциями (те, что открылись последними, были запланированы и построены еще в советские времена). Их обслуживают 1445 вагонов. "Горэлектротранс" за последние три десятилетия не открыл ни одного нового маршрута трамвая или троллейбуса, а только возобновлял закрытые ранее. И то возобновил не все. 39 трамвайных и 41 троллейбусный маршрут для мегаполиса с населением больше 5 млн человек -- смешные цифры.
Тем не менее на недавнем заседании правительства Петербурга председатель комитета финансов Эдуард Батанов заявил, что у электротранспорта большое будущее. До 2020 года в метро планируется ввести 41 новую станцию и пять электродепо, продлив линии со 100 до 170 км. А над землей до 2012 года появятся 200 новых трамвайных вагонов и 340 современных троллейбусов. Только в этом году для развития электротранспорта город выделяет 17 млрд руб. 14 млрд из них пойдут на метрополитен. За счет новых налоговых льгот электротранспортные предприятия смогут высвободить еще миллиард рублей.
Избавить "Метрополитен" и "Горэлектротранс" от налога на имущество, как рассказал "Времени новостей" начальник управления доходов комитета финансов Петербурга Александр Астахов, решили для того, чтобы не заниматься двойной работой. Ведь этот сбор идет только в петербургский бюджет. Зачем отправлять деньги в казну, чтобы потом перечислять их обратно? Кроме этого концепция развития электротранспорта предполагает рост стоимости и количества имущества предприятий, соответственно налоги с каждым годом будут расти, что вынудит руководителей транспортного комплекса повышать тарифы на проезд. Предоставленные льготы, надеются в администрации Петербурга, замедлят рост цен для пассажиров.
Реализация высвобожденных средств будет находиться под строгим контролем городского комитета финансов. ГУПы ежегодно представляют правительству свои бизнес-планы, где должно быть четко прописано, на что пойдут освобожденные деньги. Метрополитен планирует тратить эти средства непосредственно в рамках программы развития линий. В трамвайно-троллейбусном управлении другая ситуация. Там средства на закупку подвижного состава заложены в бюджет города. Поэтому освобожденные от налогов средства пойдут на ремонтные работы.