Вчера российские и грузинские власти обменялись беспрецедентно резкими заявлениями. МИД России обвинил Тбилиси в подготовке нападения на Абхазию. Российское Министерство обороны сообщило, что для поддержания стабильности в регионе и защиты интересов российских граждан увеличивает численность «голубых касок», объяснив это наращиванием грузинской вооруженной группировки в зонах конфликтов. В ответ на это
грузинские власти заговорили о российской «агрессии» и заявили о недопустимости наращивания численности миротворцев.
Президент Михаил Саакашвили обратился вечером к "братьям и сестрам" в Абхазии и Южной Осетии. Он дал им слово не допустить конфликта и подтвердил предложение о "неограниченной автономии" в составе Грузии. Вместе с тем он предупредил, что некая "агрессивная внешняя сила" (не назвав Россию) желает конфликта.
После завершения экстренного заседания совета национальной безопасности Грузии премьер Владимир Гургенидзе назвал решение России увеличить количество миротворцев в Абхазии и Южной Осетии «крайне безответственным шагом», который «приведет к дестабилизации ситуации в регионе». «Мы будем рассматривать каждого солдата и каждую единицу техники, которая прибудет в зону конфликта, как потенциального агрессора», -- сказал премьер. У грузинской стороны якобы уже есть информация о начале наращивания сил российских миротворцев. «По нашим последним данным, бронемашины пехоты уже вошли в Абхазию, они пересекли госграницу и сейчас находятся в Гагре», -- заявил г-н Гургенидзе.
В зону грузино-осетинского конфликта российские миротворцы численностью 500 военнослужащих были введены в 1992 году. В составе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) здесь такой же численностью располагают грузинское и осетинское подразделения. В интервью «Времени новостей» командующий ССПМ генерал-майор Марат Кулахметов пояснил, что планы Минобороны дополнить контингент в первую очередь коснутся зоны грузино-абхазского конфликта: «Допускается увеличение каждого из батальонов Смешанных сил на триста миротворцев. Но я пока не вижу поводов для волнений по нашей ситуации».
Под эгидой СНГ российские миротворцы были введены в Абхазию в 1994 году. Их численность здесь может составлять три тысячи, но до сих пор командование обходилось силами двух тысяч «голубых касок». Минобороны России назвало увеличение контингента «вынужденным» и отметило, что это произойдет «в пределах численности, определенной ранее достигнутыми международными договоренностями в рамках решений Совета глав СНГ». И.о. главы МИД Грузии Григол Вашадзе отверг вчера ссылки Москвы на соглашение 1994 года: «Российские коллеги забыли о том, что введение вооруженных сил со статусом миротворцев на территорию Грузии должно быть согласовано с грузинской стороной, что не было сделано».
Свое решение российские военные объяснили тем, что Грузия «наращивает группировку войск в непосредственной близости от конфликтных зон», а это заставляет миротворцев «вводить дополнительные посты для обеспечения собственной безопасности и поддержания мира в районах проведения миротворческих операций». Минобороны России пригрозило, что «любые попытки со стороны Грузии использовать силу для разрешения конфликтов, применить насильственные меры против российских миротворцев, а также российских граждан, находящихся на территории Абхазии и Южной Осетии,
будут находить адекватный и жесткий ответ».
Как считают в Москве, самым уязвимым направлением является Кодорское ущелье. Это единственный регион Абхазии, подконтрольный Тбилиси после вооруженного конфликта 1992--1993 годов. В июле 2006 года Грузия разместила там «правительство Абхазии в изгнании», после чего Сухуми прервал переговоры с грузинской стороной. В Москве уверены, что Грузия создает в ущелье плацдарм для атаки на Абхазию. «Общая численность армейских и полицейских подразделений в верхней части Кодорского ущелья уже превышает 1500 человек, -- заявил вчера МИД России. -- Кроме того, имеется артиллерия (несколько единиц 122-мм орудий и минометов). Авиация грузинских ВВС на постоянной основе совершает вылеты с заходом в зону ответственности миротворческих сил. 18 марта и 20 апреля 2008 года в зоне безопасности были сбиты беспилотные летательные самолеты-разведчики, принадлежащие грузинской стороне».
Еще более тревожные данные привела Абхазия. Полпред президента непризнанной республики в Гальском районе Руслан Кишмария рассказал о 5,5 тыс. военных на базе в Сенаки на западе Грузии, неподалеку от административной границы по реке Ингури. Первые дополнительные 15 постов российские миротворцы выставили в этой зоне уже во вторник.
«Никакого плацдарма для военных действий в Абхазии Грузия не создает. В Верхней Абхазии находится такое же количество полиции, как и прежде», -- сказал официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. «Россия задалась целью спровоцировать Грузию. Но мы принципиально привержены мирным планам урегулирования, -- заявил «Времени новостей» председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили. -- Что касается миротворцев, Россия не вправе сама решать вопрос увеличения численности. Это миротворцы СНГ, которые направлены туда Совбезом ООН. То есть любые изменения в форме и задачах без одобрения Совбеза -- это нарушения».
Апеллировать к международному сообществу, причем так, чтобы ответ был «жестким и адекватным», собирается председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе. По ее словам, решение России увеличить контингент «голубых касок» «категорически неприемлемо» и «недопустимо», оно является «попыткой закрепления аннексии наших территорий».
«Это еще не конец света, но ситуация очень сложная, -- сказал «Времени новостей» директор тбилисского Центра стратегических исследований, бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили. -- И связано это, безусловно, с планами Грузии вступить в НАТО. Чем ближе мы будем к Североатлантическому альянсу, тем острее и провокационнее будет позиция Москвы». Именно от стран НАТО Грузия ожидает первой позитивной для себя реакции со стороны Запада, которая может прозвучать сегодня в Брюсселе на заседании Совета Россия--НАТО.
Впрочем, накануне Грузия неожиданно получила выволочку от официального представителя блока Джеймса Аппатурая. Поздно вечером в понедельник в репортажах из Брюсселя грузинские телекомпании приписали ему заявление о том, что альянс поддержал вывод из Грузии российских миротворцев. «Это сообщение полностью ложно. Я не говорил ничего подобного, и ничего подобного не говорилось в Совете НАТО», -- заявил во вторник г-н Аппатурай. По его словам, материал, распространенный грузинскими СМИ, -- это «ужасное, худшее искажение информации, с которым ему доводилось сталкиваться».
Вчера российский МИД подробно ответил на претензии по поводу «аннексии», отвергнув обвинения в попытке «установления какого-либо контроля над территориями непризнанных республик». На Смоленской площади заявили, что «объявленные Россией меры по защите интересов жителей Абхазии и Южной Осетии обусловлены особой ситуацией в этих регионах». Поскольку Грузия не осуществляет на этих территориях свою юрисдикцию в полной мере, «контроль там осуществляется фактическими властными структурами, при этом жители этих районов, по сути, лишены возможности реализовывать подчас самые элементарные права человека». Поэтому Россия будет развивать контакты с непризнанными республиками во имя «защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан в Абхазии и Южной Осетии».
Гуманитарный характер связей, полагают в Москве, «в целом соответствует той практике сотрудничества с непризнанными образованиями, которую применяют другие государства, в частности США». Российский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, напомнил «Времени новостей» об американском законе 1979 года об отношениях с Тайванем, где в качестве допустимых направлений взаимодействия с непризнанным островом названы «коммерческие, культурные и иные отношения», в том числе военные. Вашингтон признает Тайвань частью Китая, но при этом поставляет на остров военную технику. Наш собеседник напомнил и о том, что ЕС прорабатывает вопрос заключения соглашения о свободной торговле с непризнанным Северным Кипром.