|
|
N°37, 04 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борис Надеждин: Кто победитель, решать не Кремлю
Главный выборный закон страны -- об основных гарантиях избирательных прав -- почти готов ко второму чтению в Думе. Рабочая группа завершила обработку почти 3000 поправок, поступивших после первого чтения. Проект вносил президент. Поправки существенно изменили содержание закона, сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ член рабочей группы, зампред фракции СПС Борис НАДЕЖДИН.
-- Во что превратился закон после того, как рабочая группа рассортировала тысячи поправок, выбрав из них самые ценные?
-- Он по-прежнему остался проектом. Только теперь нацелен на то, чтобы выборы были честными. Первоначальный проект, присланный в Думу президентом, решал другую задачу: чтобы выборы были управляемыми.
-- Выборы -- это процесс. И, как всякий процесс, должны быть управляемыми.
-- Процесс должен быть всего лишь организован, причем так, чтобы волеизъявление граждан не искажалось и голосование давало ту картину, которая реально есть в обществе, а не ту, которая нужна власти.
-- Власть, по-вашему, стремясь к управляемости выборов, закладывала в законопроект нормы, которые могли бы исказить волю россиян?
-- Если закон позволяет под тем или иным предлогом снимать с дистанции любого кандидата, то почему бы власти не воспользоваться этим. Она этим и пользуется, и небезуспешно. А если кандидат снят, значит, на выборы не идут те, кто собирался за него голосовать. Это и есть искажение волеизъявления граждан, поскольку голосование не отражает настроений, которые есть в обществе.
-- Рабочая группа предлагает вообще никого не снимать?
-- Снимать можно, но только решением суда. Причем все судебные процедуры, включая обращения в кассационную инстанцию, должны быть завершены не позже чем за пять дней до голосования. А это означает, что невозможно будет обратиться в суд позже, чем за 15 дней до выборов.
-- За что можно отлучить кандидата от выборов?
-- По сути, мы оставили единственную причину -- нарушение правил ведения предвыборной агитации.
-- А как же недостоверные сведения о доходах?
-- Это, по нашей версии, не может служить основанием для снятия.
-- Сокрытие доходов -- налоговое преступление. Вы думаете, такой кандидат достоин избрания во власть?
-- Достоин или нет, пусть думает избиратель. Избиркомы ему в этом помогут, поскольку получат право сообщать в СМИ соответствующие сведения.
-- Кандидат подаст на избирком в суд, чтобы защитить честь и достоинство.
-- Вот и хорошо. Избирателю будет проще решить вопрос: достоин -- не достоин. Поиски сокрытых доходов перестанут быть поиском компромата. Возможно, от этого и агитационный период не будет превращаться в «войну компроматов».
-- Но кандидату можно отказать в регистрации, если избирком обнаружит слишком много «брака» в подписных листах?
-- Можно. Но мы и здесь урезали возможности избиркомов. Первоначально планировалось освободить кандидатов от партий, которые уже представлены в Думе, и от сбора подписных листов, и от внесения денежного залога. По мнению рабочей группы, нужно освобождать от такой процедуры и тех, кого выдвигает партия, получившая на последних выборах более 3%.
-- Что еще сделала ваша группа для честных выборов?
-- Разрушила вертикаль избиркомов, заложенную в первоначальный проект. Президент наделял, к примеру, ЦИК возможностью рекомендовать своих людей в состав избиркомов региона. Региональный избирком получал право рекомендовать своих людей в территориальные избиркомы и т.д., вплоть до участковой комиссии. Мы отвергли ту вертикаль, которая (имей она еще и возможность снимать кандидата) работала бы лишь на того победителя, которого определили в Кремле. Более того, мы разрушили и ту процедуру формирования избиркомов, которая действует ныне.
-- Чем замените разрушенное?
-- ЦИК будет формироваться так же, как и сейчас: пять человек от Думы, пять -- от Совета Федерации, пять -- от президента. Все же нижестоящие избиркомы будут формироваться соответствующими представительными органами.
-- Сейчас их формируют как законодатели, так и исполнительная власть, которую вы отлучаете от процесса. Разве это демократично?
-- Вполне демократично, если учесть, что на практике все избиркомы ниже Центрального формируются сейчас исполнительной властью. В законодательном же органе представлены различные партии, интересы которых будут полностью отражены в составе избиркома.
-- Какие поправки, понравившиеся рабочей группе, смогут обрести силу закона?
-- Прогнозировать что-либо сложно. Фактически же над поправками вместе с членами ЦИК постоянно работали лишь представители фракций СПС и КПРФ. И правые, и левые, будучи оппозиционными по отношению к власти, объективно заинтересованы в одном и том же: чтобы выборы были честными, а не управляемыми из Кремля. Но у Кремля в Думе контрольный пакет голосов, и ряд поправок, одобренных рабочей группой, категорически его не устраивает. Так что, какой закон мы будем иметь «на выходе», выяснится не раньше второго чтения, которое пройдет, по-видимому, в апреле.
Беседовал Виктор ХАМРАЕВ