|
|
N°37, 04 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переедание для социальной защиты
Каждый немец имеет право на безработицу
Нынешнюю власть социал-демократов в Германии день ото дня все больше подтачивает червь массовой безработицы. Четыре года назад в ходе предвыборной борьбы Герхард Шредер, тогда еще кандидат в канцлеры, обещал в случае избрания на пост главы правительства сократить число безработных до 3,5 миллиона. Теперь, когда до очередных выборов немногим более полугода, оказалось, что никто толком не знает, сколько же людей не заняты в народном хозяйстве. Официальная статистика до последнего времени утверждала, что таковых около 4,3 миллиона. Однако теперь выяснилось, что цифра эта была сильно занижена местными и федеральным ведомствами по труду. Эксперты утверждают, что армия безработных сегодня здесь как минимум раза в полтора больше -- около шести миллионов человек.
Вместе с тем хорошо известно, что по всей республике существует много сотен тысяч вакансий. На часть из них не хватает специалистов, и их приходится приглашать из-за границы. Другие рабочие места не пользуются спросом среди самих безработных. И прошлым летом, совершая турне по новым федеральным землям, канцлер имел неосторожность вслух заявить, что-де «у нас, в Германии, лишь ленивый ходит без работы». Чем вызвал бурю народного гнева. Тогда Шредера обвинили в попытке покушения на «священную корову» немецкой экономической системы -- социальный рынок. Он дает право каждому, как того требует конституция, жить достойно. Но при этом отнюдь не требует соглашаться на любую предложенную работу: хочешь жить на гроши социального пособия -- пожалуйста, живи.
Изменить эту психологию социального потребительства недавно попытались чиновники в северогерманском городе Любеке. Одной из их «клиенток» в течение 20 лет была Ренате Р., жившая вместе с детьми на месячное пособие в 580 марок плюс оплата квартиры и медицинских услуг. До этого она работала уборщицей. Но в один прекрасный день решила полностью посвятить себя воспитанию детей, оставила работу и «села на подпорку» -- так здесь в народе называют социальную помощь. Год назад служащие социального ведомства предложили Ренате добавку к пособию -- подрабатывать в доме для престарелых за две марки в час. Ухаживать за стариками оказалось ей не по «профилю», и чтобы окончательно отвязаться от притязаний чиновников на ее свободное время, Ренате принесла справку от врача о своей нетрудоспособности. Доктор из ведомства по здравоохранению, куда она обратилась, установил, что ее фигура на 80% вышла за рамки «идеального веса» -- при росте в 1,52 м она весит 91 кг.
В ответ на доставленные им справки чиновники ответили Ренате письмом с предписанием соблюдать диету: «Ваши жалобы на здоровье, -- с немецкой основательностью сообщали они в своем заключении, -- могут быть в значительной мере устранены путем снижения веса тела, что в свою очередь должно способствовать восстановлению вашей работоспособности в необходимом объеме». Служащий любекского ведомства по социальным вопросам Матиас Эрц так аргументировал предписание: «Мы действуем на основании закона о социальной помощи. А он в случае заболевания получателя социальной помощи предусматривает его полноценное лечение».
В том же самом была убеждена и Ренате. В ответ на чуткую заботу чиновников о ее здоровье она потребовала увеличить ей размер социального пособия, чтобы у нее появилась возможность «включать в свой ежедневный рацион больше диетических и экологически чистых продуктов». Однако на этот раз чиновники заупрямились и ответили ей строгим бюрократическим отказом: «Здоровая пища не должна быть дорогой, полезнее и дешевле для вас будет употреблять в пищу меньше мяса». Теперь Ренате должна ежемесячно проходить процедуру взвешивания у врача. Данные о живом весе Ренате направляются в социальное управление, которое грозится в случае «перебора» сократить ей размеры «подпорки».
Скорее всего оживленная переписка чиновников с безработной по собственной воле продлится по доброй немецкой бюрократической традиции еще не один год. Ренате, окруженная социальной заботой, надо полагать, чувствует себя совсем неплохо. Чего не скажешь о Герхарде Шредере, которому на выборах предстоящей осенью проблема безработицы может стоить канцлерского кресла.
Юрий ШПАКОВ, Берлин