Внешнеполитический напор «Газпрома» вчера встретил достойный ответ. Как говорится в пресс-релизе монополиста по итогам переговоров главы компании Алексея Миллера с премьер-министром Италии Романо Проди и генеральным управляющим концерна Eni Паоло Скарони, «стороны подтвердили
заинтересованность в укреплении взаимовыгодного стратегического партнерства между Россией и Италией в энергетической сфере в условиях либерализации европейских газовых рынков». Однако г-н Проди, через несколько дней уходящий со своего поста, по неофициальной информации, оказался «не заинтересован» поддерживать такое сотрудничество ценой потери собственной репутации. А именно ею рисковал бы Романо Проди, согласись он принять предложение «Газпрома» возглавить комитет акционеров компании South Stream по строительству газопровода «Южный поток».
Слухи о том, что глава «Газпрома» намеревался пригласить г-на Проди на пост главы комитета акционеров South Stream AG (которая учреждена «Газпромом» и Eni для подготовки сквозного ТЭО газопровода и завершения маркетинговых исследований), представитель российской компании комментировать отказался. Однако выяснилось, что неприличное предложение бывшему главе Еврокомиссии все же было сделано. И конечно же было отвергнуто. «Председатель совета министров Романо Проди сказал, что он польщен, но отклоняет сделанное ему предложение возглавить эту компанию», -- сказала корреспонденту РИА Новости представительница резиденции итальянского премьера.
Кому именно принадлежит идея нанять Романо Проди руководителем «Южного потока», не так важно. Очевидно, что она была обдумана и согласована в Кремле и «Газпроме». Очевидно, там решили, что Проди окажется не более разборчив в связях, чем бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер. Проиграв парламентские выборы, тот, как известно, передал полномочия канцлера Ангеле Меркель, а сам принял предложение Владимира Путина возглавить комитет акционеров компании Nord Stream (реализует проект строительства морского участка газопровода «Северный поток»).
Проди, которого в Италии зовут Профессор, как известно, отказался от продолжения политической карьеры, а его партия недавно проиграла выборы движению во главе с Сильвио Берлускони. С обоими политиками Путина связывают хорошие отношения, хотя есть и разница: Берлускони стал ему личным другом, а Проди скорее надежным политическим партнером. Свое отношение к России Романо Проди подтвердил еще будучи главой Еврокомиссии: тогда перед окончанием работы в Брюсселе он сделал широкий и решительный жест, заключив от имени ЕС важное для Москвы соглашение о присоединении России к ВТО. Проект «Южный поток» г-н Проди поддерживал и продвигал, понимая его значение для своей страны и для Европы.
Все это и стало благодатной почвой для возникновения слухов. Масла в огонь вчера подлил Паоло Скарони, который прямо заявил: «Обычно мы не комментируем неофициальные сообщения, появляющиеся в печати. Но я считаю, что данная кандидатура великолепна. Предложение поставить во главу инфраструктуры, которая обеспечит энергетическую безопасность Европы, человека, который в прошлом был председателем Европейской комиссии, -- отличная идея». Источник «Времени новостей» в российском правительстве примерно так же описывает мотивы «Газпрома»: «Проди уважаемый в Европе человек, и для «Южного потока» он был бы отличным проводником в европейской политике». В ответ на замечание, что г-н Шредер согласием возглавить «Северный поток» нанес сильнейший ущерб своей репутации именно с точки зрения европейцев, собеседник газеты говорит: «Да никого там это не волнует. «Южный поток» -- это проект с итальянским участием, вот это на самом деле имеет значение».
Между тем не нужно быть искушенным дипломатом или психологом, чтобы найти несколько отличий Романо Проди от Герхарда Шредера и не наступать на старые грабли. А точнее, ничто в политической биографии Профессора не указывает на то, что он мог бы принять предложение «Газпрома» и Eni. Это касается и его собственных качеств, и его, мягко говоря, неприязненных взаимоотношений с г-ном Берлускони. Естественно, он отказался.
И для «Газпрома», и для Eni было бы лучше, чтобы предложения г-ну Проди действительно не поступало. Даже если оставить за скобками репутационные издержки, сам проект «Южного потока» является еще слишком сырым и потому крайне спорным, что исключало бы возможность прихода в него политика такого уровня, как г-н Проди. Тот факт, что титаническими дипломатическими усилиями удалось в короткие сроки подписать соглашения о строительстве трубы через территории Болгарии, Сербии, Венгрии, а также Греции, не является гарантией реализации проекта в целом.
Предварительная стоимость газопровода мощностью 31 млрд кубометров газа (на входе в Болгарию) уже зашкаливает за 10 млрд евро. Более точные подсчеты, как правило, дают удвоение сметы, что наглядно было продемонстрировано в случае с «Северным потоком». Морской участок через Черное море должен пройти по шельфу Украины, и соответственно необходимо будет получить разрешение от компетентных органов в Киеве. Сделать это будет архисложно и из-за постоянной политической нестабильности в стране, и хотя бы потому, что идея «Южного потока» состоит в том, чтобы обойти при поставках газа в ЕС территорию Украины. Кроме того, отсутствие согласованного маршрута, вероятные технические проблемы прокладки морской трубы и политическая нестабильность в странах-транзитерах не добавляют уверенности в успешности проекта. А главное, массу вопросов вызывает экономическая целесообразность проекта поставок российского газа в Европу таким витиеватым путем.
Между тем сегодня в Кремле у «Южного потока» должен появиться еще один участник. В присутствии президента России Владимира Путина и премьера Греции Константиноса Караманлиса планируется подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании и эксплуатации греческого участка газовой трубы. Таким образом, будет сформирована основа для постройки сухопутной части одного из ответвлений «Южного потока», которое предполагает поставки российского газа на юг Италии. Подкрепить межгосударственными соглашениями второй маршрут, по которому топливо должно прийти из России в промышленно развитые районы итальянского севера, до конца президентских полномочий Владимира Путина, видимо, не удастся. Договориться с Австрией пока не удалось, а альтернативный вариант через Словению пока выглядит менее привлекательно. Кроме того, из-за политической нестабильности в Сербии, через которую также планируется прокладывать северную ветку «Южного потока», возникли сложности с ратификацией соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики с Белградом.
Политически «Южный поток» важен и своевременен -- он позволяет вернуть Россию на Балканы путем предложения странам региона, отчаявшимся ждать иранского и каспийского газа, транзитных функций. Но от геополитической игры до реального инфраструктурного проекта здесь еще очень далеко.
Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко в середине мая встретится с комиссаром Еврокомиссии по энергетике Андриесом Пиебалгсом, сообщил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков. В интервью радиостанции «Голос России», текст которого размещен на сайте МИДа он, в частности, заявил: «В рамках этого диалога Москва откровенно высказывает свои озабоченности в отношении формирующейся единой энергетической политики Евросоюза. А тревожит нас, в частности, тенденция, которую удалось в последнее время несколько притормозить. Это желание структур Евросоюза пытаться навязывать своим зарубежным партнерам то, как эти партнеры должны быть внутренне организованы для того, чтобы получить возможность инвестировать в энергосектор Евросоюза». По его словам, решений, которые прямо дискриминировали бы российские компании, удалось избежать. «Но проблемы сохраняются, и единая энергетическая политика ЕС -- это тема для работы и сотрудников министерства иностранных дел России, и наших специалистов из области топливно-энергетических корпораций, и многих звеньев государственного аппарата, бизнеса», -- отметил дипломат. Москва, по его словам, категорически отвергает постановку вопроса о том, что она уже в скором времени может столкнуться с трудностями в реализации своих экспортных обязательств. Энергетическая проблематика будет одной из главных тем в повестке дня переговоров о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
РИА НОВОСТИ