С 1 мая в Москве и Московской области повышается минимальный размер оплаты труда -- до 6800 и 6000 руб. соответственно. Тем самым и столица, и Подмосковье войдут в число 14 регионов, где минимальный размер оплаты труда превысил прожиточный минимум. Правда, для большинства граждан
повышение МРОТ остается скорее популистской акцией правительства, поскольку влияет на размер зарплат очень опосредованно.
После того как регионам с 1 сентября прошлого года было дано право устанавливать свой собственный МРОТ без согласования с федеральным центром, лишь немногие, определяя значение этого показателя, решились превысить уровень прожиточного минимума. В Центральном федеральном округе только два региона --
Москва и Московская область -- вышли на показатель МРОТ выше прожиточного минимума. Причем если в абсолютных цифрах Москва остается лидером по величине зарплатного минимума, в области отрыв МРОТ от прожиточного минимума гораздо меньше. При столичном МРОТ в 6800 руб. прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 6624 руб. В то время как в области при МРОТ в 6000 руб. прожиточный минимум всего 4999 рублей.
Ниже минимального размера оплаты труда по закону не могут быть зарплаты ни на коммерческих, ни на бюджетных предприятиях. Трудовые инспекции за соблюдением требований закона следят: нарушение грозит должностным лицам штрафом до 5 тыс. руб., а всему предприятию как юридическому лицу -- до 50 тыс. рублей.
Регионы, получившие в прошлом году возможность вводить свой МРОТ, отличный от федерального, наперебой соревнуются в желании прослыть перед центром в качестве защитников социальных интересов граждан. Свой МРОТ установили более 40 регионов -- практически половина всех субъектов федерации. Как правило, введение МРОТ оформляется путем подписания трехстороннего соглашения между профсоюзами, местными властями и работодателями. Правда, обещания приблизить МРОТ к прожиточному минимуму пока смогли выполнить лишь 14 регионов.
Но даже и там, где минимальный размер оплаты труда растет внушительными темпами, в структуре доходов бюджетников его повышение играет небольшую роль. МРОТ является сегодня отвлеченной величиной, напрямую влияющей только на расчет больничных и пособий по беременности и родам. С зарплатой гораздо сложнее. В прошлом году МРОТ был оторван от первого разряда единой тарифной сетки. Теперь отраслевые системы оплаты труда предполагают разное количество разрядов в связи с разными квалификационными требованиями. В отдельных отраслях -- в частности, в образовании и здравоохранении -- вступили в силу новые, отличные от других правила расчета оплаты труда, подразумевающие суммирование тарифных ставок, должностных окладов и компенсационных выплат. Зарплаты учителям и врачам повышаются не за счет увеличения МРОТ, а за счет различных надбавок.
В результате рост зарплат и повышение МРОТ сегодня являются параллельными процессами, практически не влияющими друг на друга, но прибавляющими очки многим лоббистам, ориентированным на социальную тематику. Федеральный центр регулярно раздает обещания по увеличению зарплат бюджетников на 15--20--30%, а профсоюзы и депутаты ставят повышение МРОТ себе в заслугу. Запутанность системы оплаты труда и сложность процесса повышения зарплаты раздражает многих: регионы, пытаясь выполнять пожелания федерального правительства, пытаются соответственным образом поднять ставку первого разряда единой тарифной сетки (ЕТС) и увеличить иные выплаты. Однако при проведении повышения за счет дополнительных выплат, а не МРОТ, как ранее, участились случаи "пропажи" части отпускных денег, «районных» коэффициентов (для жителей Севера), процентных надбавок и компенсаций за тяжелые условия труда.