Закон об отмене кассовых аппаратов для малого бизнеса вновь может оказаться в повестке Думы
Госдума реанимировала законопроект,
отменяющий обязательное применение контрольно-кассовых аппаратов для малого бизнеса. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности, возглавляемая вице-премьером Александром Жуковым, вынесла положительное заключение на законопроект об отмене этих аппаратов предпринимателями -- плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Это значит, что неформальное вето, наложенное стараниями Министерства финансов на соответствующий законопроект еще при прошлом составе Госдумы, теперь может быть снято. Правда, в законопроекте пока не появились поправки, гарантирующие защиту прав потребителей при отмене чеков.
К отмене кассовых аппаратов для «вмененщиков» депутаты прошлого созыва пытались подступиться неоднократно. На «вмененном» режиме работает, как правило, самый малый из малого бизнеса, оказывающий бытовые и транспортные услуги. Перечень видов деятельности, имеющих возможность уплачивать налоги по системе ЕНВД, устанавливают местные власти. Как правило, в этот перечень входят ремонт обуви, одежды, часов, квартир, автомобилей, косметические и парикмахерские услуги, перевозка пассажиров. В Госдуме прошлого созыва рассматривалось несколько вариантов поправок об отмене кассовых аппаратов для такой категории малого бизнеса, но ни один из них не был одобрен. Последнюю неудачную попытку принять законопроект депутаты предприняли в октябре прошлого года.
Перспективы к принятию законопроекта вновь появились после мартовского заявления избранного президента Дмитрия Медведева на Госсовете в Тобольске о том, что малый бизнес нужно избавить от всех проверок: после этого как грибы после дождя стали вновь появляться разнообразные инициативы по поддержке малого бизнеса. Из этой же серии весьма спорное предложение об отмене использования «вмененщиками» кассовых аппаратов.
Аргументы сторонников отмены контрольно-кассовой техники для малого бизнеса обычно сводятся к дороговизне использования ККТ. Расходы на аппарат сопоставимы с величиной вмененного налога, что часто становится препятствием для организации собственного дела. Кассовый аппарат с фискальной памятью стоит около 25 тыс. руб. плюс обслуживание -- еще 10% от стоимости. Кроме того, предприниматель
обязан заключить договор с сервисной службой и оплачивать ежеквартально обслуживание нового аппарата, за неисправность которого по идее несет ответственность производитель. Ежегодно порядка 7 тыс. руб. нужно платить также за блокировку фискальной памяти, даже если предыдущая еще не использована. Наконец, с точки
зрения отчетности
кассовый аппарат абсолютно бесполезен в тех случаях, когда фактический объем выручки при налогообложении не учитывается. А на этом как раз и построена система вмененного налога -- когда независимо от выручки в той или иной сфере деятельности размер налоговых платежей для этой сферы одинаковый.
В Минфине в качестве контраргумента уверяют, что отмена ККТ сведет на нет всю статистику по малому бизнесу. Именно на основе анализа данных с кассовых аппаратов налоговые органы могут точно оценивать выручку предпринимателей-«вмененщиков» в каждой сфере деятельности и устанавливать коэффициенты для расчета налога. Налоговики опасаются, что отмена касс повлечет за собой массовую реализацию неучтенного товара.
С точки зрения защиты прав потребителей отмена чеков также выглядит сомнительно. Подразумевается, что в отсутствие чека покупателю должна быть выдана квитанция, подтверждающая приобретение товара или услуги. Но на практике в конфликтных ситуациях только наличие кассового чека является решающим аргументом для замены товара ненадлежащего качества или получения компенсации за некачественно оказанную услугу. И если с ремонтной бригадой, неправильно установившей сантехнику, или парикмахером, испортившим волосы клиента, не удается договориться об исправлении недостатков их работы, подавать иск в суд желательно при наличии кассового чека. Закон «О защите прав потребителей» говорит по этому поводу, что отсутствие кассового чека не снимает ответственности с продавца товаров и услуг. Однако судьи не любят принимать иски, в которых главным основанием служит некая квитанция. В Минфине приводят пример: водитель такси не выдал чек, машина попала в аварию, и пассажир пострадал. В случае отсутствия чека переговоры пассажира со страховой компанией на предмет получения выплат по ОСАГО вряд ли будут успешными.