В канун 1 Мая москвичи и жители Подмосковья поневоле вспомнили о том, что «красный день календаря» -- это не только День весны и труда, сопровождающийся массовым выездом на дачу, но и день борьбы трудящихся за свои права. Машинисты локомотивных бригад Московской железной дороги (МЖД) встретили Первомай так, как это предполагали классики марксизма, -- забастовкой. В понедельник оказалось фактически парализовано движение электричек и сорван график движения поездов на Ярославском и Горьковском направлениях.
Акция протеста началась в четыре часа утра, когда машинисты 14 локомотивных бригад -- работников депо «Железнодорожный» и «Пушкино» отказались выйти на работу. Как сообщила ближе к полудню пресс-служба МЖД, забастовка привела к срыву графика движения более 25 пригородных электропоездов. Чтобы хотя бы частично решить проблему, ГУП «Мострансавто» выделило более сотни дополнительных автобусов для перевозки пассажиров из области в Москву. «Если бы движение по Горьковской и Ярославской железным дорогам сорвалось полностью, тогда наша компенсация транспортом не помогла бы», -- признал заместитель гендиректора «Мострансавто» Андрей Гришин. Как сообщают очевидцы, добиравшиеся в понедельник утром из Подмосковья в столицу, появление дополнительных автобусов вызвало новую проблему -- на подмосковных трассах (в первую очередь на традиционно перегруженном Носовихинском шоссе) образовались пробки.
Инициатор забастовки -- Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), небольшая, но весьма активная организация, входящая в «Соцпроф» -- одно из профобъединений, альтернативных официальной Федерации независимых профсоюзов России. Напомним, что
машинисты уже попытались провести забастовку осенью прошлого года, когда по России прокатилась волна аналогичных протестных акций (самой громкой из которых
стала стачка на заводе «Форд» во Всеволожске). Забастовка была назначена на 28 ноября, однако за пять дней до этого Московский городской суд удовлетворил иск работодателя -- ОАО «Российские железные дороги», и акция была запрещена. И тогда, и сейчас руководство компании -- естественного монополиста отказывалось вести переговоры с профсоюзными лидерами, мотивируя это тем, что по закону забастовки на железнодорожном транспорте запрещены.
Акции протеста, прошедшие в ноябре 2007-го, совпали по времени с кампанией по выборам в Госдуму и с подготовкой к представлению преемника Владимира Путина. Сейчас же можно констатировать, что выступление железнодорожников имеет сугубо экономическую подоплеку. Бастующие локомотивщики требуют повышения оплаты труда, выплаты вознаграждения за выслугу лет (отмененной в прошлом году) и прекращения дискриминации работников, не состоящих в «официальных независимых профсоюзах». Еще 7 апреля соответствующие требования были вручены президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, начальнику МЖД Владимиру Старостенко, и поскольку ответа так и не поступило, профорганизация пошла на крайние меры.
Во второй половине понедельника пресс-служба «РЖД» сообщила о том, что движение на Ярославском и Горьковском направлениях восстановлено и полностью введено в график. Однако, как заявил «Времени новостей» генеральный инспектор труда объединения «Соцпроф» Сергей Храмов, по состоянию на 17.00 понедельника забастовка продолжалась. «В акции участвуют порядка 46 бригад из депо «Железнодорожный», -- сообщил профсоюзный лидер. По поводу депо «Пушкино» точной информации нет, лидера тамошнего отделения РПЛБЖ оперативно доставили в суд, пытаясь наложить штраф по ст. 20.26 КоАП (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора), но рассмотрение дела переложили на вторник.
По словам г-на Храмова, к акции присоединяются новые работники, хотя профсоюз ограничил число участников. «Было принято решение, что в забастовке будут участвовать только работники Ярославского и Горьковского направлений МЖД, не «поднимая» других дорог. Дело в том, что бастовать собирались и работники Северной, Забайкальской, Свердловской железных дорог, но было решено ограничиться точечной акцией в Московской области», -- пояснил собеседник «Времени новостей».
Генеральный инспектор труда «Соцпрофа» подтвердил, что со стороны руководства ОАО «РЖД» никаких попыток войти в контакт с инициаторами забастовки предпринято не было -- «если не считать таковыми вызовов в транспортную прокуратуру». «Председатель «Соцпрофа» Сергей Вострецов сейчас находится в Госдуме. Он контактирует с депутатами от «Единой России» и пытается выйти на представителей администрации президента по вопросу начала переговоров с «Российскими железными дорогами», -- сообщил Сергей Храмов.
Руководство ОАО «РЖД» через свою пресс-службу назвало «демонстративный и целенаправленный отказ от работы небольшой группы членов локомотивных бригад» незаконным. Чуть позже официальный комментарий по поводу происходящего дал вице-президент «РЖД» Вадим Морозов, недвусмысленно пояснивший, что работодатель не пойдет на поводу у бастующих машинистов. «Это незаконная акция, -- заявил он. -- Под такие акции зарплаты повышаться не будут». Заработная плата регулируется коллективным договором, и ее повышение может зависеть лишь от роста производительности труда, добавил г-н Морозов. И пообещал, что локомотивщики, незаконно прекратившие работу, будут наказаны: «Если это дисциплинарный поступок, то будет соответствующее наказание, если административный -- тоже».
«Действительно, сейчас участников забастовки пытаются привлечь к ответственности, но это будет сделать сложно», -- замечает Сергей Храмов. Согласно уставу этого независимого профобъединения ответственность за забастовку снимается со всех ее участников и перекладывается на профсоюзные органы, которые объявили акцию протеста. «Таким образом, мы выводим из-под удара всех рядовых работников», -- поясняет г-н Храмов. В феврале прошел VI съезд «Соцпрофа», на котором был учрежден фонд защиты профсоюзных лидеров. Из этого фонда будут компенсироваться потери, которые понесут участники забастовки, если работодатель захочет их «наказать рублем», депремировать или уволить.
«Акция получилась достаточно громкой, и у РЖД, органов милиции и прокуратуры сейчас появится большой соблазн разобраться с бастовавшими, чтобы другим неповадно было. Но те репрессивные меры, которые работодатели готовы применить к забастовщикам, не разрешат проблемы, но лишь загонят ее глубже», -- заметил в разговоре с «Временем новостей» лидер другого альтернативного профобъединения -- Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) Борис Кравченко. По его мнению, если забастовка и не соответствует букве закона, то это вызвано лишь несовершенством самого закона. «Работники РЖД ведут справедливую борьбу, -- подчеркнул президент ВКТ. -- Поскольку законодательство о решении коллективных трудовых споров явно несовершенно, следовать процедуре, описанной в законе, фактически невозможно. Проведение забастовок сознательно затруднено законодателем».
В Федерации независимых профсоюзов России действия РПЛБЖ и его лидера Евгения Куликова считают авантюрой, хотя и признают -- проблем в отрасли множество. «По сути, требования профсоюза железнодорожников справедливы, но их форма неприемлема», -- заявил «Времени новостей» заместитель председателя ФНПР, член Общественной палаты Олег Нетеребский. С его точки зрения, забастовка машинистов -- не более чем популистская акция, которая может лишь повредить борьбе железнодорожников за свои интересы. Г-н Нетеребский подчеркнул, что те требования, которые выдвинули инициаторы забастовки, обсуждались две недели назад на съезде железнодорожников, где присутствовало и руководство ОАО «РЖД». Новая система оплаты труда, введение которой было одним из требований бастующих, внедряется в экспериментальном порядке. Г-н Нетеребский подчеркнул, что «традиционные» профсоюзы стараются решать проблемы, а не пиариться за их счет, и заверил, что профсоюз машинистов не может представлять всех работников отрасли, ибо в нем состоит не более 1 тыс. активистов, в то время как всего в «РЖД» трудятся более 1 млн человек, большинство из которых -- члены «Роспрофжела» (Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей), входящего в ФНПР. «Да, выполнение наших требований происходит недостаточно быстро, -- признает замглавы крупнейшего профобъединения России. -- Но своими действиями РПЛБЖ лишь усугубил ситуацию -- очевидно, что после этой забастовки работодатель найдет повод для того, чтобы стать менее сговорчивым».
Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожного транспорта Геннадий Косолапов также полагает, что при всей правильности требований бастующих тактический ход был сделан неверно. «Организация, возглавляемая Евгением Куликовым, не только себя подставляет под удар -- после этого выступления будет пятно на всем нашем профсоюзном движении», -- заявил г-н Косолапов «Времени новостей». Он пояснил, что у конфедерации нет рычагов воздействия на российский профсоюз машинистов -- в отличие от «Роспрофжела» он не входит в это объединение. «К сожалению, действия забастовщиков не были согласованы с коллегами -- их даже не предупредили о начале акции», -- подчеркивает генсек Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников. По его мнению, профсоюз Куликова, взявшийся представлять интересы отдельно взятой железнодорожной профессии, «перетягивает одеяло на себя».
Так же как и руководители ФНПР, г-н Косолапов считает, что момент для выступления был выбран крайне неудачно. «На пленуме российского профсоюза железнодорожников, который в том числе был посвящен заработной плате, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин очень обстоятельно и подробно говорил о программах по увеличению зарплаты работников железных дорог, -- рассказал г-н Косолапов. -- Тогда, когда намечен путь решения, кто-то забегает вперед и пытается что-то решить через забастовку».
Способ решения трудовых конфликтов, из-за которого парализуется транспортная система и вынуждены страдать простые граждане, нельзя назвать правильным, считает руководитель Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников. «Хотя профессиональное объединение, в том числе профсоюз транспортных рабочих, должно иметь право на проведение забастовки, но давайте вспомним, что происходило во Франции или Германии, когда остановилось движение по железным дорогам», -- отмечает Геннадий Косолапов.
Собеседник «Времени новостей» неспроста вспомнил о зарубежном опыте -- на этой неделе европейские путейцы вновь напомнили о себе. В понедельник два крупнейших профсоюза Бельгии объявили о том, что 30 апреля пройдет забастовка, в которой примут участие не менее 90% работников крупнейшей железнодорожной компании страны. Всеобщую забастовку готовы объявить и профсоюзы Эстонии. «На мой взгляд, забастовки в Бельгии и в России напрямую никак не связаны -- все-таки российские железнодорожники выдвигают требования, связанные с конкретной ситуацией», -- прокомментировала «Времени новостей» такое совпадение вспышек пролетарской сознательности в Европе директор Института «Коллективное действие» Карин Клеман. Но, отмечает эксперт, глобализация и информационная открытость делают свое дело -- российские рабочие видят, что за рубежом наемные работники борются за свои права и поэтому им увеличивают зарплату. К тому же железные дороги традиционно являются наиболее социально активной отраслью -- это верно и для Франции, и для Европы в целом, и, как показывают последние события, для России. «Это стратегически важная сфера экономики (что позволяет работникам очень эффективно влиять на работодателей), где трудятся высококвалифицированные работники, -- зачастую здесь складываются рабочие династии и особая культура отношения к труду», -- подчеркивает Карин Клеман.