|
|
N°74, 29 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приговор для «матери всех аэропортов»
В Берлине закрывается "сибирская степь"
Берлинцев разделила новая «стена». В германской столице не стихают дискуссии о судьбе Темпельхофа -- одного из трех аэропортов Берлина. Однако состоявшийся в минувшее воскресенье общегородской референдум вынес свой вердикт: Темпельхоф будет закрыт до конца года, скорее всего, в конце октября. Сторонникам аэропорта не помогли ни поддержка канцлера Ангелы Меркель, возглавляющей консервативную Христианско-демократическую партию, ни заступничество ряда бизнесменов.
Когда поздно вечером в воскресенье были подведены итоги волеизъявления граждан, оказалось, что референдум провалился из-за низкой явки: к урнам пришли лишь 36% избирателей. Много ли кому дела до какого-то старого аэропорта в погожий весенний день! К тому же только 21,7% высказались за сохранение Темпельхофа. Для успеха сторонники аэропорта должны были набрать 25% голосов.
Все последние годы Темпельхоф используется лишь для приема и отправки деловых и частных авиарейсов. Этому мощному лобби политики и бизнеса противостояло «красно-красное» правительство Берлина -- сенат -- во главе с правящим бургомистром и социал-демократом Клаусом Воверайтом. Большинство мест в нем принадлежит коалиции Социал-демократической партии Германии и Партии левых. Последняя образовалась на основе Партии демократического социализма -- наследницы хонеккеровской Социалистической единой партии Германии. Градоначальника, непреклонного в своем стремлении прекратить жизнедеятельность Темпельхофа, поддержали другие левые силы, включая «зеленых».
Еще в конце 1990-х годов берлинский сенат совместно с землей Бранденбург принял решение о строительстве нового единого столичного аэропорта на базе нынешнего восточноберлинского Шенефельда. Проект предусматривает одновременную ликвидацию двух других аэропортов в западной части Берлина -- Тегеля и Темпельхофа. После воскресного референдума эти планы будут реализованы наверняка.
Итак, в историю уходит еще одна берлинская легенда. В ХVIII веке на здешнем лугу, который до того использовался для выпаса овец, располагался учебный плац для муштры солдат прусской армии. В конце ХIX века сюда пришли авиаторы-первопроходцы. А 8 октября 1923 года здесь, в берлинском районе Темпельхоф, открылся первый в мире одноименный аэропорт для нужд гражданской авиации. Аэропорт стал не только самым крупным в мире, но и единственным, куда из центра города можно было добраться на метро, на велосипеде и даже пешком.
В апреле 1945 года территорию аэропорта заняла Красная армия, а в июле того же года, в соответствии с соглашениями союзников, расположенный в Западном Берлине Темпельхоф перешел к американской армии. Тремя годами позже имя этого аэродрома стало известно всему западному миру. 21 июня 1948 года разразился один из первых кризисов «холодной войны» -- советские оккупационные власти в ответ на одностороннее введение в Западном Берлине германской марки перекрыли все наземные пути, связывавшие «фронтовой город» с ФРГ. В ответ западные страны организовали «воздушный мост», по которому американская и британская транспортная авиация через Темпельхоф снабжала блокированный город всем необходимым.
Блокада продолжалась без малого год и была снята только после того, как США, Великобритания и Франция доказали возможность полноценно снабжать город по воздуху. За это время в Западный Берлин было совершено аж 278 228 полетов транспортной авиации, доставлено 2 326 406 т грузов. За время операции в авиакатастрофах погибли 31 американский и 39 британских летчиков.
Но теперь судьба «матери всех аэропортов мира», как назвал здание Темпельхофа знаменитый британский архитектор Норман Фостер (спроектировавший для Берлина новый купол на Рейхстаге), похоже, предрешена. Осенью будет прекращен этот своеобразный "аттракцион", не имеющий аналогов в Европе, -- полнокровный аэропорт со взлетами и посадками самолетов в самом центре европейской столицы, куда от Фридрихштрассе или Бранденбургских ворот можно добраться за минуты. Что станет с гигантским полем аэродрома, по поводу которого еще канцлер Конрад Аденауэр пошучивал, что здесь начинается «сибирская степь», неясно. Правящий бургомистр и его окружение что-то говорят о народном парке.
В мае берлинский сенат начнет прием проектов относительно будущего использования Темпельхофа. Но память об исторических событиях вокруг него останется увековеченной. Ведь все постройки на территории аэропорта подпадают под действие закона об охране памятников.
Юрий ШПАКОВ, Берлин