|
|
N°73, 28 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рукописи не горят
Набоков-младший решил опубликовать последний незаконченный роман отца
Пожалуй, более удачного момента для публикации неоконченного романа Владимира Набокова с рабочим названием «Подлинная Лаура» не придумаешь. Последние несколько лет не только литературные критики, но и простые читатели находятся в ожидании, когда же наследник всемирно известного писателя определится: сожжет, согласно завещанию отца, рукопись или сделает ее достоянием общественности. Более 30 лет главные распорядители литературного наследия Набокова придерживались компромисса -- не уничтожали, но и не публиковали последнее произведение писателя. И если еще три года назад Дмитрий Набоков уверял, что выполнит волю отца, то недавно сначала в интервью немецкой, а затем и российской прессе объявил, что издаст неоконченную книгу.
«Я послушный сын и долго и серьезно думал об этом, и вот мой отец появился передо мной и с ироничной улыбкой сказал: «Ты застрял в прошлом -- просто иди вперед и опубликуй ее», -- рассказал недавно Дмитрий Набоков немецкому журналу «Шпигель», отмечая, что принял решение именно так и поступить. Свое намерение не сжигать рукописи, как планировалось ранее, а выпустить их в том виде, в котором они в течение более 30 лет хранились в одном из швейцарских банков, он также подтвердил на днях в интервью каналу НТВ. Как признался г-н Набоков, «голос отца, который оживает в нем, когда он перечитывает рукописи» действительно недавно вновь заговорил с ним и дал согласие на публикацию.
Примечательно, что, по сведениям биографов, сам Владимир Набоков изначально отзывался о своей последней книге, второе название которой «Умирать смешно», как о романе потустороннем, на грани жизни и смерти и, судя по всему, намеревался обязательно его издать. «Вероятно, из-за моих запинок и приступов кашля моя бедная «Лаура» имела меньший успех, чем, надеюсь, возымеет у мудрых критиков, когда будет должным образом издана», -- писал Владимир Набоков предположительно после того, как прочел наброски начатого в 1975 году произведения своим медсестрам, сиделкам и врачам. Однако в своем завещании писатель (Набоков умер в 1977 году) потребовал уничтожить неоконченный роман, поскольку ему была «ненавистна мысль о том, что читатели увидят работу, которую он завершил в уме, но не на бумаге».
Но ни жена Вера, которая умерла в 1991 году, так и не решившись выполнить его волю, ни сын не осмелились «лишать мир навсегда этого произведения». Более того, теперь речь идет не о сохранении тайной рукописи, а о ее публикации. Как рассказал Дмитрий Набоков, рукописи, написанные карандашом на 50 карточках, будут изданы без переплета, чтобы читатель смог расположить их в своем порядке. И, видимо, для достоверности своего уже окончательного решения г-н Набоков даже рассказал о сюжете книги, который был известен только узкому кругу лиц: наследникам и биографу писателя Брайану Бойду. Сын Набокова лишь однажды приводил цитату из рукописей во время лекции к столетию писателя в одном из американских университетов, в целом отзываясь о произведении отца, как о «замечательной вещи с неслыханными, оригинальными выражениями, словами и описаниями». Читателям же оставалось судить о книге по вырванному из контекста фрагменту: «Исключительное строение ее костей сразу скользнуло в роман, стало тайным его скелетом и даже легло в основу нескольких стихотворений».
Однако на этот раз Дмитрий Набоков был куда откровеннее. По его словам, действие книги начинается на вечеринке, следует несколько связных сцен, после чего повествование распадается на фрагменты. «Многим будет трудно понять то, что происходит здесь, потому что здесь много отрывков и кусочков», -- рассказал наследник писателя. Главным действующим лицом романа, по его словам, является очень крупный, толстый человек, умный, блестящий ученый, который все больше задумывается о том, что собой представляет смерть. На эти мысли героя наводит отчаяние, в которое его приводило совершенно развратное поведение молодой жены Лауры. «Знакомая Лауры на станции железнодорожной говорит: вот книга, которая про тебя, ты прочтешь про собственную смерть. Это замечательная смерть. И эта сцена, мы думаем, совпадает с концом главной части книги, потому что приходит поезд, и одна из этих двух дам уезжает, а вторая, которая, может быть, представляет собой читателя, осталась одна. И никогда не узнает, что будет дальше», -- рассказал сын писателя. И хотя биографы, литераторы и критики спорят, насколько незавершенное произведение повредит репутации Владимира Набокова, очевидно, что книга такой «выдержки» имеет все шансы стать бестселлером.
Юлия ХОМЧЕНКО