Проблемы осуществления территориального планирования на уровне муниципальных образований обсудили участники «круглого стола», организованного в Совете Федерации комитетом по вопросам местного самоуправления. Вынесенный участниками мероприятия вердикт был неутешителен: фактически пришлось признать, что на сегодняшний день муниципальным властям не хватает как средств, так и полномочий для того, чтобы в установленные законом сроки разработать схемы терпланирования.
Градостроительный кодекс России требует, чтобы эта работа была закончена до 1 января 2010 года. После этой даты вступает в силу запрет на перевод земель из одной категории в другую, а также на резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, там, где территориальное планирование не закончится вовремя, дальнейшее размещение инфраструктуры и развитие территорий окажутся под большим вопросом.
Тем не менее, по данным Министерства регионального развития, на сегодня схемы территориального планирования утверждены менее чем в 10% субъектов федерации и в 12% образований муниципального уровня. Одна из главных причин, отмеченная всеми участниками «круглого стола» в сенате, -- нехватка средств на проведение соответствующих работ. По официальным данным, муниципальному району разработка схем обходится в сумму порядка 2,5 млн руб., а затраты на генплан сельского поселения колеблются в промежутке от 0,5 млн до 1,5 млн руб. Однако начальник управления архитектуры и градостроительства Новгородской области Сергей Стрюков счел эти цифры заниженными: «Мы работаем с Институтом урбанистики, и стоимость работ приближается к 4 млн. И это в Нечерноземье, где нет промышленности и природного потенциала за исключением леса». Коллегу поддержала главный архитектор Хабаровского муниципального района Валерия Гришина: «У нас сумма получается большой, потому что к нам Институт урбанистики летает на самолете. А других градостроителей и экономистов в Дальневосточном федеральном округе нет. При этом у нас в поселках не было обновления картографии за последние 20 лет». Г-жа Гришина поинтересовалась, нельзя ли часть расходов по составлению карт переложить на плечи федерального бюджета. В ответ директор департамента территориального планирования и регионального развития Минрегиона Елена Бондаренко заверила ее, что «Роскартография» проанализировала ситуацию, и уже составлен план работ, чтобы составлять карты на основе заявок».
Сами представители муниципальных образований высказывались еще более резко. «У нас город уникальный, наш генплан утверждала еще Екатерина II, а сейчас межбюджетные отношения ставят городские поселения в пропасть!» -- возмущался Василий Пономарев, председатель Совета депутатов городского поселения Нерехта Костромской области. «Сегодня мы только выживаем, все предприятия уничтожены, после приватизации остались одни рога и копыта, район на 70% дотационный, -- рубил он с истинно пролетарской прямотой. -- Надо кончить эту бодягу с землей, отдайте нам землю, иначе вы малые города угробите!»
Участники "круглого стола", однако, предпочли спустить эту часть дискуссии на тормозах. Зато внимание уделили другой проблеме территориального планирования, связанной с внесением в планы природоохранных, культурно-исторических и других особо охраняемых зон. В 73-м федеральном законе оговорено, что порядок разработки проектов таких зон должен быть особо установлен правительством, однако соответствующих постановлений до сих пор нет как на федеральном, так и на региональном уровне. Это тормозит работу по терпланированию на местах, о чем говорили заместитель директора НИИ теории архитектуры и градостроительства РААН Элеонора Шевченко и начальник управления перспективного развития и правового обеспечения Федерального агентства лесного хозяйства Наталья Зарубина.
В итоге участники "круглого стола" предложили рекомендовать правительству утвердить порядок разработки проектов особо охраняемых зон, а также принять меры по внесению в Градостроительный кодекс изменений, которые упростили бы громоздкую процедуру подготовки документов по территориальному планированию.