На очередной чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Канаде, наша сборная отправляется на сломе эпох хоккейной истории России. Два основных показателя черты этих эпохальных преобразований --появление молодой волны тренеров в российских клубах во главе с назначенным на сборную менее двух лет назад Вячеславом Быковым и старт с нового сезона принципиально новой российской хоккейной лиги, которую хотят сделать «второй НХЛ». Иными словами, в России пытаются вернуть советские победные традиции и советский стиль игры, совместив с канадо-американской системой организации хоккейного хозяйства, где
хоккей -- это и шоу, и бизнес.
В последние годы никому из сборных не удается выиграть домашний чемпионат мира. При этом канадцы как раз вернули себе в 2000-х явное мировое хоккейное лидерство, чаще других побеждая на мировых первенствах и Олимпиадах. А Россия теперь не просто грезит возвращением советских хоккейных побед, но наконец может предъявить молодой, динамичный тренерский штаб, уверенные победы в двух подряд Еврохоккейтурах (правда, в этих турнирах наши постоянные соперники -- шведы, финны и чехи -- выставляют совсем уж «третьи» составы, а мы куда более сильный) и очень бойкую игру на прошлом чемпионате мира в Москве. Тогда, несмотря на «всего лишь» третье место, быковская сборная объективно очень неплохо играла. Теперь экспериментальная стадия прошла, и вроде бы надо добиваться настоящих побед. Только реально ли?
Разумеется, теоретически наша сборная способна выиграть чемпионат мира в Канаде. По набору игроков мы не уступаем принципиально ни шведам, ни канадцам, ни чехам, ни финнам. Явно уступаем по вратарям -- именно эта линия объективно нуждалась бы в усилении легионерами, играющими в НХЛ. Но Брызгалов и Хабибуллин играть за сборную отказались -- один из-за личных проблем, другой из-за старой травмы спины. А «Сан-Хосе», где играет безусловно лучший российский голкипер Евгений Набоков, пока не вылетел из Кубка Стэнли. Поэтому, с очень большой долей вероятности, нам придется обходиться лучшими киперами российского чемпионата Алексеем Еременко и Семеном Варламовым (при том, что второй очень молод и в сборной пока играет не так уверенно, как в родном ярославском «Локомотиве»).
Из звезд НХЛ, которые однозначно могли бы усилить команду, пока в ней нет, пожалуй, лишь форварда Евгения Малкина и защитника Сергея Гончара, чей «Питсбург» тоже продолжает борьбу в Кубке Стэнли, да Павла Дацюка (на вылет «Детройта» из Кубка Стэнли до окончания чемпионата мира шансов вообще крайне мало). Прекрасный сезон в «Монреале» проводит ветеран Алексей Ковалев, но даже если его клуб освободится, похоже, у Ковалева не сложились отношения с нынешним наставником сборной. В прошлом году его в сборную не взяли. Зато в команде уже есть забивала Илья Ковальчук (на прошлогоднем чемпионате он сумел сыграть очень полезно для команды, преодолев часто идущие ему самому во вред «индивидуалистические» замашки), есть лучший снайпер регулярного чемпионата НХЛ Александр Овечкин. Да и нападающие из российского чемпионата достаточно мастеровиты.
Но, объективно говоря, даже если мы выиграем чемпионат мира в Канаде, чего я как болельщик очень хочу, пока это будет случайная, а не «системная» победа. Канада и даже маленькие, имеющие куда меньше наших финансовые возможности Чехия и Швеция сейчас выглядят системно сильнее России. Свежее поражение российских юниоров от канадцев на чемпионате мира в Казани со счетом 0:8, несмотря на случайность такого чудовищного счета, вскрывает как раз системные проблемы. Психологически несколько поколений российских хоккеистов отвыкли от больших побед на уровне сборной, а у чехов и шведов, не говоря уже о канадцах, такие победы были. У России до сих пор не урегулированы отношения с НХЛ, из-за чего наши клубы не получают сколько-нибудь достойной компенсации за отправляющихся за океан молодых хоккеистов. Только с созданием Открытой хоккейной лиги, возможно, решится проблема нестабильности бюджетов ведущих российских клубов -- в НХЛ немыслимо, чтобы бюджет клуба напрямую зависел, например, от юбилея региона, как это постоянно происходило в России.
Возможно, из гибрида советских традиций самой игры и канадских принципов организации хоккейного бизнеса и появится новый великий российский хоккей. По крайней мере, сейчас ситуация выглядит более обнадеживающе, чем пять--семь лет назад. Но корректно судить о результатах можно будет только на основании нескольких мировых первенств и хотя бы двух Олимпиад.