|
|
N°73, 28 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портативная культура
Исламский мир в Эрмитаже
Хотя самая большая в Европе мечеть, построенная в Санкт-Петербурге в начале XX века и наглядно подтверждающая былое торжество межконфессиональности в Российской империи, хорошо видна из Николаевского зала Эрмитажа, в самом музее восточные выставки редки. Тем более интересна эта, посвященная столетию со дня рождения бывшего директора музея Бориса Пиотровского. Куратором ее стал нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Экспозиция носит название «Во дворцах и шатрах» не случайно. Ее центральный и наиболее эффектный экспонат -- огромная бухарская палатка, состоящая из нескольких помещений, навесов, дворика и целой системы коридоров; своего рода портативный дворец.
Экспозиция, включающая свыше трехсот предметов из разных стран мусульманского мира, состоит из четырех разделов. Первый знакомит с ранним исламским искусством (от становления религии вVII веке до монгольского завоевания). Второй посвящен искусству XIII--ХVI столетий. Здесь акцент делается на китайском влиянии, усилившемся после нашествия монголов. Привлекателен предмет, зримо подтверждающий давние контакты Востока и Запада, -- сирийский стеклянный кубок в форме рога. Исполненный в XIV веке, в 1551 году в Германии он получил новую серебряную оправу с фигурами святых, окружающих Иисуса. Таким образом, кубок демонстрирует победу христианского оружия над мусульманским. Третий раздел выставки (XVI--XIX века) наиболее интересен жителям Петербурга, ибо в это время преобладающим становится европейское влияние. Это отразилось как в живописи, так и в прикладном искусстве исламского мира. Наиболее далеко европеизация продвинулась в турецком искусстве. Здесь влияние хорошо известных нам стилей -- барокко, рококо и ампира -- заметно в архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Внимание к тому, что происходило на берегах Рейна и Луары, постепенно приводит к замене изразцов стенными росписями. Даже в ковроткачестве, наиболее традиционном производстве Востока, явно заметно воздействие европейского барокко с его вазонами и колоннами.
Четвертый раздел посвящен политическим (дипломатическим и военным) контактам исламского мира и России. Здесь показаны приношения правителей мусульманских стран российским монархам и трофеи, захваченные русскими солдатами в войнах с Турцией и Персией. Уникальны предметы, относящиеся к знаменитым дарам Надир-шаха -- шедеврам индийского ювелирного искусства XVII--XVIII веков, захваченным персидским правителем и присланным в Санкт-Петербург. Большая их часть, включая великолепные ткани, ларцы, изделия из металла, экспонируется впервые. Наиболее любопытна золотая чашка с эмалевыми красными цветами. Преподнесенная в 1741 году императрице Елизавете Петровне, впоследствии она оказалась у принцессы Анастасии Ивановны Гессен-Гомбургской. Принцесса, урожденная княгиня Трубецкая, во втором браке была женой генерал-фельдмаршала русской армии ландграфа Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского. Во время дворцового переворота 1741 года она активно поддерживала Елизавету, за что и была впоследствии щедро награждена. Среди прочих подарков оказался сосуд Надир-шаха. Вероятно, предмет чрезвычайно нравился хозяйке и даже вошел в изобразительную программу ее надгробия ослепительно белого мрамора, исполненного во второй половине 1750-х годов французским скульптором Огюстеном Пажу. На надгробном рельефе изображена Минерва, чертам лица которой придано сходство с княгиней Анастасией. Она опускает жалованную ей императрицей Елизаветой Петровной ленту ордена Святой Екатерины на алтарь. По замыслу брата Анастасии, президента Академии художеств Ивана Бецкого на алтаре должна была стоять та самая драгоценная чаша Надир-шаха. Именно сейчас программа памятника, изысканно сочетающая различные факты и артефакты российской и мировой культуры, реализована полностью. Два предмета, хранящиеся обычно в разных фондах Эрмитажа, соединились. Теперь мы можем оценить конгениальность тонкой восточной штучки умелому западному резцу, изобразившему Анастасию Ивановну в образе Минервы и на отдельном рельефе Елизавету во главе отряда, направляющегося к Зимнему дворцу за короной.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург