Время новостей
     N°73, 28 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2008
Уж лучше мы к вам
На Лазурном берегу представят столетие российского кино, тридцатилетний ММКФ и молодых кинематографистов
В честь столетия российского кино согласно указу президента от 11 марта 2008 года во время Каннского фестиваля будет работать Российский павильон -- столетие отечественного кинематографа вообще широко празднуется за рубежом, но почему-то никак или почти никак не отмечается на родине... В павильоне пройдут праздники, то есть вечеринки с угощением, и деловые мероприятия. В чем они будут заключаться, Михаил Швыдкой, Александр Голутва, Сергей Лазарук и Екатерина Мцитуридзе расскажут в понедельник в ресторане «Лубянский». Название немного смущает, но это наша история...

Во время 61-го Каннского фестиваля состоится и представление юбилейного, 30-го ММКФ, который пройдет в Москве с 19 по 28 июня. Поскольку историческая ценность нашего форума сейчас явно выше его современного значения, то упор скорее всего будет сделан на достойном прошлом. Должен выйти фотоальбом, посвященный истории фестиваля, где публике напомнят, например, что именно на ММКФ свой первый Гран-при получил Кшиштоф Кеслевский за фильм «Кинолюбитель» (1979). А в 1989-м жюри, возглавляемое Анджеем Вайдой, отдало второй по значению приз фильму «Ариэль» неизвестного тогда финского режиссера Аки Каурисмяки. И сейчас, считают организаторы, многие картины, представленные на ММКФ, становятся событиями на национальном, а то и на международном уровне. Но у нас об этом обычно мало известно, поскольку пресса интересуется в основном скандалами и звездами.

Кстати, юбилейный фестиваль собирается в условиях, приближенных к критическим, -- тендер с объявлением организации, которой доверено проводить это важное международное событие, был проведен только в конце марта (указ президента о создании Российского павильона в Канне появился чуть раньше), что является своеобразным рекордом по части проволочек. Хотя в принципе задержка тендера до самых последних сроков -- явление обычное. Так происходит всегда. Почему нельзя заключить договор хотя бы на три года -- при том, что выигрывает его все равно одна и та же организация (до тех пор, пока кем-то вышестоящим не будет принято решение о ее смене), никому не понятно, кроме правительственных чиновников. Так и получается, что реальных конкурентов у нынешней команды под руководством генерального директора Натальи Семиной вроде бы и нет, но формально без результатов тендера и без контракта, который был подписан примерно десять дней назад, серьезную работу проводить невозможно. Отборщики фестиваля много делают на свой страх и риск и шутят, что являются главными спонсорами ММКФ, ведя переписку, телефонные и прочие переговоры, вылетая в командировки за свой счет.

Таким вот образом на сегодняшний день отобрана примерно половина фильмов -- на самом деле может быть и больше, но объявлять их названия организаторы отказываются, как, впрочем, и имена членов жюри -- то ли боятся сглазить, то ли не уверены в договоренностях. Только одно название удалось узнать -- «Абсурдистан», это немецкая картина, снятая в Азербайджане, говорят там по-русски.

Но вот что уже известно точно: как и в прошлом году, все показы фестивальных программ, а их по-прежнему много, будут проходить в кинотеатре «Октябрь», который оправдал возложенные на него надежды; количество публики, купившей билет на фестиваль, значительно возросло. Пресс-показы пройдут в кинотеатре «Художественный», там же разместится пресс-центр. На этот раз организаторы обещают соблюсти условие -- картину представляет режиссер, что должно обеспечить повышение интереса как к показам, так и к пресс-конференциям. Вообще платных звезд не будет, если кто и приедет (а грозятся привезти, например, Такеши Китано), то только по делу -- с фильмом, проектом или ретроспективой.

Но все подробности потом. В Канне. Или, если уж не получится посетить это мероприятие, в Москве, перед «Кинотавром». Фестивалей в мае--июне очень много, а в этом году как раз на июнь переместился и Эдинбургский, что еще больше осложнит передвижение фестивального люда. Впрочем, в Москву западные кинокритики и журналисты почти не ездят, да и наши больше интересуются отечественными достижениями. У отборщиков ММКФ чаще всего спрашивают: а какой российский фильм вы покажете? Отборщики же именно эту информацию не выдают до последнего. Хотя уже известно, что два фильма из России у них точно есть и будет еще один -- формально иностранный, из ближнего для нас пока зарубежья. Ну и, как всегда, во время фестиваля пройдет несколько спецпоказов российских премьер.

В общем, тем, кому интересно именно кино, надеемся, будет что посмотреть. Тем же, кому хочется блеска звезд и каскада имен, придется вспомнить, что времена меняются и прошлое тех фестивалей, к числу которых когда-то принадлежал и ММКФ, безвозвратно ушло; даже на вожделенном Лазурном берегу больше привечают то скромных румын с непроизносимыми фамилиями, то незаметных бельгийцев, то есть ищут новое, а не знаменитое.

Вот и из России в этом году Каннский фестиваль хотя и не в конкурс, но в престижные инновационные программы (помимо игрового дебюта в программе «Особый взгляд» известного документалиста Сергея Дворцевого, снявшего фильм «Тюльпан», о чем наша газета уже писала) выбрал двух пока малоизвестных на родине режиссеров, прошедших -- да и то скорее экстерном -- пока только школу документального кино. В международной Неделе критики примет участие первый игровой фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», продюсер Игорь Толстунов. По теме это продолжение ее документального фильма «Девочки»: три подружки, готовясь к школьной дискотеке, умудряются перессориться друг с другом и с родителями, в общем -- будни современного мегаполиса. Такие же, как и сами героини, обычные школьницы из спального района играют трех девочек, а их учителей и родителей -- актеры: Инга Оболдина-Стрелкова, Ольга Лапшина... Сценарий написал Александр Родионов -- молодой, но уже очень хорошо себя показавший сценарист (автор сценариев к «Свободному плаванию» Хлебникова, к «Живи и помни» Прошкина), с участием Юрия Клавдиева. Все они -- режиссер, сценаристы, актрисы --участники проектов doc. -- Театра и Кинотеатра.

Второй фильм, который будет представлен в «Двухнедельнике режиссеров», тоже игровой дебют. Один из авторов полудокументального фильма «Москва» (впервые отмеченного, кстати, на фестивале «Кинотеатр. doc.») Бакур Бакурадзе снял картину «Шультес» -- это фамилия героя, странного человека, бывшего спортсмена, ныне почти аутиста и мелкого уголовника, промышляющего угоном машин и кражей мобильников. В ролях неизвестные доныне актеры или непрофессионалы. Продюсер -- Сергей Сельянов.

Кстати, те самые Кеслевский и Каурисмяки, которых теперь вспоминают как знаменитостей, открытых на ММКФ, тоже начинали с документального кино.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино