Два года тянется один из сюжетов административной реформы --
вывод Федеральной таможенной службы из подчинения Министерства экономического развития. И вот на минувшей неделе наконец можно было наблюдать начало конца этого процесса. Госдума в первом чтении приняла законопроект, который окончательно закрепляет передачу функций по выработке таможенной политики и законотворчеству в этой сфере непосредственно к Федеральной таможенной службе (ФТС) и Министерству финансов. Теперь тот, кто отвечает за сбор доходов в казну, будет отвечать и за выработку правил, на основании которых "добываются" эти деньги.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в сфере таможенного дела (о перераспределении полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела)» был представлен в Думу правительством в феврале этого года. Новые поправки в Таможенный, Налоговый кодексы, некоторые другие законодательные акты потребовались для приведения их в соответствие с указом президента двухлетней давности.
Напомним, что в мае 2006 года таможенную службу вывели из подчинения МЭРТ и перевели в прямое подчинение премьер-министру, что фактически означало повышение ее статуса до уровня федерального министерства. Тем не менее Министерство экономического развития оставалось ответственным за выработку государственной таможенной политики, в том числе в отношении ставок таможенных пошлин и сборов.
«Оперативность» наших исполнительных и законодательных органов, которым потребовалось два года, чтобы оформить перевод полномочий законодательно, не слишком удивляет. В итоге решение даже оказалось своевременным. С уходом Германа Грефа МЭРТ очевидно утратил значительную часть полномочий и аппаратного веса. Хотя принятие судьбоносного указа о самостоятельности ФТС произошло, когда г-н Греф еще возглавлял министерство, подчиненное ему ведомство долгое время «не замечало» нововведений, вызывая недовольство главы ФТС Андрея Бельянинова. Последний даже позволял себе публично критиковать решения министерства, например о снижении импортных пошлин на цифровые фотокамеры.
Большинство нынешних поправок в законы -- технические. Везде, где раньше было написано "федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела» (читай -- МЭРТ) теперь появится «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела» (ФТС), и в отдельных случаях «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов» (Минфин). Так, Министерство финансов единолично «осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров». МЭРТ сохранил за собой право разрабатывать предложения по защитным торговым мерам и регулированию импорта-экспорта.
ФТС с самого начала поддерживала передачу идеологического руководства службой Министерству финансов. Это логично, ведь именно Минфин как никто заинтересован в успешной деятельности службы, которая обеспечивает почти половину -- 48% -- всех доходов бюджета. Но и новый законопроект может дать поводы для недовольства таможенникам.
В частности, при его подготовке было решено, что разработка таможенных документов относится к самостоятельным полномочиям ФТС, но в изменениях это право закреплено за Минфином. При этом упустили из виду и не прописали в законопроекте, кто должен разрабатывать один из важнейших документов -- таможенный приходный ордер, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физлицами. На недоработку уже обратили внимание депутаты, предложив исправить этот момент ко второму чтению. Не все понятно и с назначением на должность начальников таможенных постов. В новом законопроекте нечетко определено, кто наделен полномочиями назначать и увольнять этих чиновников. Впрочем, здесь хотя бы ясно, что это прерогатива именно ФТС -- осталось выяснить, руководители какого уровня должны принимать такие решения.
Но за техническими поправками стоит спор между МЭРТ и Минфином о сути таможенной политики. В конце февраля глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представляла в правительстве основные направления таможенно-тарифной политики до 2011 года. Видение МЭРТ тогда получилось очень либеральным, в духе открытой экономики, что не совсем совпадало с позицией Минфина. Экономическое ведомство предложило несколько налоговых новаций, в частности отменить 5-процентную импортную таможенную пошлину и ввести нулевую ставку НДС с любой продукции и услуг, если они производятся в России на условиях особого таможенного режима и потом продаются за границу.
Минфин был против, тогда его глава Алексей Кудрин посчитал, что данные проблемы не относятся к компетенции МЭРТ. Но, уступив настойчивости г-жи Набиуллиной, вице-премьер все же согласился рассмотреть эти вопросы. Очевидно, вскоре у Минфина будет больше правовых оснований указать МЭРТ, что тому не стоит вмешиваться в таможенную политику.