|
|
N°37, 04 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неразменная Борода
Найти достойного повода для освобождения бандита спецслужбы не cмогли
Следствие по делу одного из самых одиозных чеченских полевых командиров Лечи Исламова по кличке Борода закончили представители Следственного управления ФСБ РФ. На днях его материалы передали в Краснодарский краевой суд. Еще в 80-х годах этот человек был известен спецслужбам как лидер чеченских криминальных кланов в Москве, а позже за Исламовым, возглавившим у себя на родине одно из бандформирований, устроила охоту ФСБ. Схватить Бороду удалось в 2000 году, однако довольно долго о его деле ничего не было слышно. По нашей информации, спецслужбы держали полевого командира «про запас», как козырную карту на случай обмена на кого-нибудь из известных чеченских заложников. Однако на свободу Исламов так и не вышел: то предложенных боевиками за Бороду людей спецслужбы считали недостаточно значимыми для равноценного обмена, то сделки срывались.
По данным столичных сыщиков, Лечи Исламов с 80-х годов входил в верхушку двух наиболее мощных чеченских криминальных бригад в Москве -- Центральной и Южнопортовой. Промысел бригад был разнообразным: рэкет, похищения, торговля крадеными автомобилями и т.д. Милиция не раз задерживала Исламова, но, как правило, за решеткой он долго не задерживался. После событий в Чечне 1995 года Борода вернулся на родину, где возглавил крупный отряд боевиков. По информации контрразведчиков, он отвечал среди прочего за покупку и доставку сепаратистам оружия. Как в свое время утверждали спецслужбы, именно Исламов имел непосредственное отношение к похищению в 1996 году 29 сотрудников компании «Грозэнерго».
Схватить Бороду ФСБ удалось только летом 2000 года. Оперативники узнали, что чеченец приехал в одно из сел и без охраны остановился в частном доме. Ночью туда ворвалась группа захвата и доставила Исламова прямиком в «Лефортово». Тогда же ему был предъявлен ряд обвинений, в том числе в организации бандформирований и незаконном хранении оружия.
Как нам рассказали люди из окружения Исламова, все это время спецслужбы пытались задействовать Лечи в операциях по освобождению «резонансных» чеченских пленников. Так, вначале ему якобы пообещали свободу, если он поможет отпустить председателя самарского отделения организации «Конгресс советских женщин» Светлану Кузьмину, проведшую у боевиков больше двух лет. Исламов через своих родственников добился, чтобы женщину отпустили, но сам остался в СИЗО. По одной версии, в условия сделки с властями входило всего лишь смягчение Бороде обвинения, по другой -- заложницу сочли недостаточно крупной фигурой для обмена на полевого командира.
Вновь об Исламове спецслужбы вспомнили, когда в Чечне похитили подполковника Сергея Боряева. Хаттаб в обмен на офицера попросил отпустить 25 чеченцев, якобы захваченных федералами. Однако большинство людей из этого списка власти у себя не обнаружили, а сам процесс переговоров с Хаттабом затянули. После того как вокруг истории с освобождением Боряева разразился скандал в прессе, спецслужбы, по нашей информации, вновь обратились за помощью к Бороде, но опоздали. Когда для решения проблемы подключился Исламов, подполковника спасти уже было невозможно.
Видимо, так и не найдя Бороде достойного применения, в ФСБ в конце концов закончили следствие и недавно передали материалы в Краснодарский краевой суд, поскольку в Чечне своих судов пока нет.
Александр ШВАРЕВ