Завтра в Москве премьер-министр Японии Ясуо Фукуда обсудит с президентом России Владимиром Путиным и избранным президентом Дмитрием Медведевым вопросы мирного договора и территориального размежевания. Об этих проблемах спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал бывший заместитель главы МИД России, курировавший азиатское направление министерства, экс-посол в Японии, а ныне заместитель гендиректора Российской корпорации нанотехнологий Александр ЛОСЮКОВ.-- Что заставило Ясуо Фукуду так рваться в Москву еще до инаугурации нового президента?-- Для нового премьера это закономерное желание -- заехать познакомиться со своим соседом, которого вскоре он будет принимать на саммите «большой восьмерки» на Хоккайдо, а заодно понять для себя, как дальше развивать отношения. Новый премьер Японии человек очень осторожный, резких движений совершать не будет. Японская политика в рамках тесного стратегического союза с США сохранится. В то же время Ясуо Фукуда известен взвешенной линией в отношении соседей, в первую очередь в отношении Китая.
-- В Москве премьер Фукуда наверняка попытается уговорить Путина и Медведева форсировать решение проблемы мирного договора. А нужен этот договор России? Ведь послевоенные вопросы урегулированы совместной декларацией 1956 года...-- Проблема есть, это известный факт. Согласен, что Россия не нуждается в этом договоре. У нас даже с Германией, главным противником в прошлой войне, нет мирного договора. Мы без такого договора обходимся, ФРГ не ставит вопрос о его заключении.
Без договора можно прожить, но хорошо бы при этом иметь урегулированную границу с соседом. Япония оспаривает эту границу и желает, чтобы вопрос был решен именно мирным договором. Конечно, хотелось бы устранить эту ненормальную ситуацию, подписав с японцами соответствующий документ. Границу надо закрепить, договорившись со своими партнерами и требуя от них проявления разумного подхода.
-- А «разумный подход» -- это сколько островов надо будет отдать Японии?-- Исходя из своего опыта -- а занимался я этим не один десяток лет -- таким простым географическим подходом и арифметическим делением вопрос не решить. Это болезненная политическая проблема, затрагивающая национальную гордость обеих стран, серьезные экономические интересы. Наши взгляды на суть и корни возникновения этой проблемы диаметрально противоположны. Японцы считают, что их обидели, отняв принадлежащую им территорию...
-- Что весьма спорно...-- Если следить буквально за международно-правовым развитием истории, то до 1945 года, когда СССР занял Южные Курилы, эти острова России не принадлежали. Это факт истории. Договор 1855 года впервые зафиксировал границу, и эти острова стали законно оформленной японской территорией. Они находились под японским суверенитетом до 1945 года.
-- Но по Сан-Францисскому договору 1951 года Япония от них отказалась...-- В Сан-Францисском договоре конкретно эти острова не упоминаются. Там говорится о Курильских островах, «захваченных в результате алчности Японии». На острова к северу от Южных Курил японцы и не претендуют. А мы им напоминаем, что они на нас напали без объявления войны в 1904 году, а потом обвиняли нас в 1945 году, что мы на них напали без объявления, хотя это не так. И здесь японцам крыть абсолютно нечем. Они столько негатива в истории натворили в отношении нас, что ни на какое снисхождение рассчитывать не могут. Японцы об этом вспоминать очень не любят.
Но и нам надо быть объективными -- четыре острова стали российскими по итогам второй мировой войны. По тем временам это было в общем-то нормальное явление, тогда границы перекраивали не только в Европе. Советский Союз занял острова, которые всегда были японскими по международным соглашениям. История знает случаи, когда японцы сами нарушали подобные соглашения.
-- А что помешало во время вашей службы в МИДе заключить мирный договор с Токио?-- Все точки над i были поставлены в Сан-Францисском договоре, но нами он не подписан. Это был крупный просчет советской дипломатии, мы создали себе проблему, которую не можем решить более 60 лет. Теперь необходим политический компромисс, но не с позиций истории, а с позиций сегодняшнего дня. Договориться мешает внутриполитическая ситуация в обеих странах, ведь решить эту проблему без согласия народов невозможно. Обе стороны должны что-то выиграть. Отдавая что-то японцам, надо получить какие-то экономические выгоды. Речь не о какой-то цене, а о базе для сотрудничества государств. Перспектива нормального сосуществования с соседом стоит дороже.
-- Соперничество Японии и Китая за поставки углеводородов из Восточной Сибири -- преимущество или головная боль для России?-- Я бы не сказал, что между Токио и Пекином есть серьезное соперничество. Японцы много внимания уделяют энергосбережению, экономному использованию энергоисточников, к которым имеют доступ. Такое тщательное планирование позволяет им достаточно экономно себя вести. Пока что они ориентируются в основном на наш газ на Сахалине. Что касается нефти, на перспективу у них есть желание, чтобы наш нефтепровод вышел к тихоокеанскому побережью. Но такое желание ощущается в основном со стороны официальных кругов, частные энергетические компании ведут себя довольно пассивно. Напор в этой сфере больше ощущается со стороны китайских соседей. Не думаю, что конкуренция между Китаем и Японией дает в руки России мощное «оружие».