|
|
N°72, 25 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вера Звонарева: Я стала больше дорожить карьерой
Российская теннисистка Вера Звонарева, финалистка престижного турнира в американском Чарлстоне, позже остальных участниц Кубка федерации вернулась в Москву и только в четверг провела первую тренировку на корте в «Лужниках». Тем не менее в полуфинальном матче командного турнира спортсменка готова выступить и в паре, и в одиночном разряде. О своих планах, удачном начале этого сезона Вера ЗВОНАРЕВА рассказала корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ.
-- Вера, вы прилетели в Москву, отыграв в США в воскресенье такой непростой финал с американкой Сереной Уильямс. Но насколько я понимаю, несмотря на возможные проблемы с акклиматизацией, вариант отказа от участия в Кубке федерации вами даже не рассматривался?
-- Я всегда рада участвовать в Кубке федерации, потому что в этом турнире играешь не за себя, а за страну. Такая возможность выпадает нечасто -- всего пару раз в году. Мне очень нравится атмосфера, которая царит на таких соревнованиях, когда все поддерживают тебя и ты болеешь за своих девчонок. На личных турнирах этого не происходит. Там, кроме тренера, за тебя и болеть-то по большому счету некому.
А что касается акклиматизации, то все мы профессионалы и постоянно перемещаемся с одного турнира на другой. Действительно, очень тяжело возвращаться из Америки в Европу. Гораздо сложнее, чем из Европы лететь на американский континент. Я только во вторник вернулась в Москву. И в среду пришла на пресс-конференцию, чтобы посмотреть корт, на котором предстоит играть. Но за оставшиеся до субботы дни торопиться на тренировки к восьми часам утра не стану. Лучше приеду на корт после обеда, потому что надо как следует выспаться, чтобы быть в форме.
-- В отличие от капитана американской команды Зины Гаррисон, которая уже объявила фамилии игроков субботних матчей -- Ваня Кинг и Аша Ролл, Шамиль Тарпищев решил не раскрывать своих карт до жеребьевки. Как вам кажется, поставят вас на одиночный матч?
-- Думаю, что это решится после того, как мы все вместе обсудим, кто из девчонок в какой спортивной форме находится. Я готова сыграть и в одиночном матче, и в паре. Но решать Шамилю Анвяровичу.
-- Возвращаясь к финалу с Сереной Уильямс в Чарлстоне, чего вам не хватило на этот раз, чтобы одолеть соперницу?
-- Как с ней играть, я знала, потому что в позапрошлом году обыгрывала американку. Я прекрасно понимала, чтобы победить Серену, надо быть предельно концентрированной и ни на секунду не расслабляться. Она настолько цепкий игрок, что достаточно мгновенной потери концентрации, чтобы она воспользовалась этим и выиграла матч. Это и произошло. Тем не менее для меня сам по себе выход в финал этого турнира уже играл немаловажную роль, поскольку в прошлом сезоне я много времени вынуждена была пропустить из-за травмы кисти.
-- Сколько времени вы не играли?
-- Пять месяцев, два из которых проходила в гипсе. Все это время не тренировалась. Махать одной рукой было нельзя. При таких обстоятельствах техника могла бы пострадать. Кроме того, и правая рука меня немного беспокоила. Врачи вообще запретили делать лишние движения. По этой причине даже большие физические нагрузки исключались. Сейчас я трачу два часа на специальные упражнения, растяжку, физиотерапию -- все, что можно, чтобы избежать подобных травм. И так будет до конца карьеры. Каждый день. Без выходных.
-- А что именно спровоцировало травму?
-- Даже затрудняюсь сказать. Видимо, все мы очень «накручиваем» с двух рук, да и сами ракетки, струны изменились. Стали более жесткими, отсюда и большая нагрузка.
-- Мысли о том, чтобы закончить спортивную карьеру, в голову не приходили?
-- Приходили. Все произошло очень внезапно. Я абсолютно не была готова к тому, чтобы закончить со спортом. Решила сделать все возможное, чтобы еще пару лет поиграть. В принципе сейчас я довольна тем, как развиваются события.
-- Наверняка вы стали больше дорожить своей теннисной карьерой? Ведь ваш теннис -- это не только известность, но и работа, деньги...
-- Самое главное -- я поняла, что в любой момент независимо от моего желания теннис может закончиться и надо быть готовым к другой жизни без него. Да, теннис -- это адский труд. Тяжелый не только с физической точки зрения, но и с моральной, психологической. Но с другой стороны, это дар, это дело, которому я посвятила 20 лет жизни, и бросить все это разом оказалось не так просто.
-- Вы помните первый матч после пятимесячного перерыва? Какими были ваши ощущения?
-- Конечно. Это был матч на US Open против Алины Жидковой. Он получился очень непонятным. Сначала я вела 6:0, потом 3:0, но проиграла второй сет 7:6 и выиграла третий. Игра получилась очень неровная. Но самое неприятное, что после 40 минут, проведенных на корте, я поняла, что смертельно устала. Встала со скамейки и почувствовала, что не могу двигаться.
Вообще самое опасное после травмы -- это перепады в игре. Когда долго не играешь, то теряется острота реакции мяча. Ты не можешь удерживать концентрацию на протяжении всех сетов. Злишься. Не понимаешь своих ощущений. Кстати, в норму я вошла только спустя пару месяцев после того, как начала играть.
-- В этом сезоне вы уже дважды выходили в финал престижных женских турниров. С чем связан такой всплеск результатов?
-- Я думаю, что стала намного опытнее. Залечила травму. С тренером Сэмом Сьюмиком у меня складываются хорошие отношения. В этот непростой период он меня очень поддерживал.
-- Где находится ваша основная тренировочная база?
-- В Москве. Я числюсь в ЦСКА.
-- Но ваш тренер иностранец?
-- Он француз, но живет в Америке. Иногда я останавливаюсь у него дома во Флориде, и там вместе тренируемся.
-- В чем конкретно заключается роль тренера для теннисиста такого уровня?
-- Самое главное, что Сэм знает подход к женщинам-игрокам. Он тонкий психолог и помог мне пройти через травмы, через негативные моменты в жизни. Он вместе с игроком и в радости, и в горе. Это очень важно.
-- Что вы делали все это время, пока не играли?
-- С одной стороны, это был настоящий отдых для меня, потому что межсезонье у нас короткое. А тут за пять месяцев я полностью отдохнула от тенниса. Учиться пошла. В Московскую дипломатическую академию. Решила получить второе высшее образование. Сейчас на первом курсе факультета «Международные экономические отношения. Мировая экономика». Мне это интересно, да и учиться нужно.
-- Как же вы выкраиваете время на учебу, если постоянно находитесь в разъездах?
-- Это правда, времени не хватает. Я до сих пор еще не полностью сдала зимнюю сессию. Во время нынешнего приезда в Москву постараюсь сдать два оставшихся экзамена. Учусь в дороге, беру с собой лекции, учебные материалы. Когда бывают в Москве, хожу на занятия.
-- У каждого актера есть роль, которую он мечтает сыграть. У вас есть турнир, который вы хотите выиграть?
-- Кубок Кремля -- единственный турнир, который проводится в России. И конечно, турниры «Большого шлема». Это мечта всех теннисистов.
-- А Олимпийские игры входят в круг ваших приоритетных задач?
-- Олимпиада -- это вообще что-то особенное. Мне всегда приятно играть за страну, и с большим удовольствием я бы поехала в Пекин. Но понимаю, что, пропустив такой большой отрезок времени в прошлом году, я с трудом смогу набрать необходимые рейтинговые очки. Так что я вряд ли попаду на Игры. Но, пройдя через неприятности, я ничего не загадываю наперед, не строю никаких больших планов, не ставлю перед собой конкретных задач. Просто стараюсь получать удовольствие от игры, от каждого проведенного матча, что-то улучшать и совершенствоваться, ведь это в любой момент может закончиться.
Убрать -- Ольга ЕРМОЛИНА