|
|
N°37, 04 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Четвертый черный
Малевич считается самой ликвидной частью коллекции Инкомбанка
«Черный квадрат» Казимира Малевича, представленный на стенде аукционного дома «Гелос», затмил все другие экспонаты XII антикварного салона. Общественный резонанс, вызванный предстоящей продажей, как и объявленную стоимость картины, просто не с чем сравнивать в короткой истории российского антикварного рынка. Достоверно принадлежащие кисти Малевича произведения очень редко появляются на рынке. В последний раз его «Супрематическая композиция» была продана за 17 млн долларов в Нью-Йорке на аукционе «Филлипс». Так что миллион за «Черный квадрат» -- лишь стартовая цена.
Известны четыре варианта «Черного квадрата» Малевича. Первый (1915) находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдается на выставки. Второй квадрат написан Малевичем в 1929 году из-за опасений по поводу сохранности первого, он также находится в галерее. Третий расплывчато датируется двадцатыми годами и входит в триптих «Квадрат, Крест, Круг» из собрания Русского музея. Четвертый, выставленный сейчас на аукцион, хранился в семье художника, а затем был куплен Инкомбанком. Вместе с другим художественным имуществом обанкротившегося банка (включая «Автопортрет» и «Портрет жены» Малевича) он будет продан за долги.
Рассказывает Татьяна Михеенко, старший научный сотрудник Третьяковской галереи: «В 1993 году мы с моей коллегой Ириной Вакар делали экспертизу «Черного квадрата» по просьбе родственников Малевича и подтвердили его подлинность. Было известно, что в этой семье сохранился «Портрет жены» Малевича и, предположительно, «Автопортрет». Но про «Черный квадрат» мы не знали. По пропорциям этот квадрат совпал с тем, что виден на известной фотографии Малевича на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. И технология, и происхождение не оставляли сомнений в подлинности. «Автопортрет» тоже совершенно уникальный. У нас в Третьяковской галерее так немного работ Малевича. Жаль, если картины уйдут в неизвестные руки.
В связи с продажей возникло много слухов. Мне ничего не известно ни про то, какой квадрат -- маленький или большой -- несли за гробом Малевича, ни про то, какой именно квадрат был любимым. Малевич обращался к этой теме несколько раз. Перед смертью он, по воспоминаниям Ивана Клюна, говорил, что «Черный квадрат» -- лучшая картина в Третьяковке. Ведь квадрат обозначал перелом не только в его творчестве, но и в искусстве ХХ века».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ