Вчера на строящемся в столице Звенигородском проспекте в час пик образовалась пробка в сторону Московской области. В недавно построенном
Серебряноборском тоннеле две полосы был перекрыты. По заявлениям столичных коммунальщиков, на одной из полос грунт провалился, образовалась яма. На соседней полосе обнаружено «вспучивание» полотна. Движение в сторону области несколько часов осуществлялось по единственной неповрежденной полосе. Обвал произошел из-за того, что вода размыла грунт под дорогой. В то самое время, когда дорожные службы чинили свежепостроенную трассу, правительство России обсуждало стратегию развития транспортной отрасли до 2015 года.
Выяснилось, что денег на дороги по-прежнему не хватает. Глава Минтранса Игорь Левитин, представлявший на вчерашнем заседании кабинета министров новую программу развития отрасли на шесть лет, вынужден был констатировать ее дефицитность. Нехватка денег в первую очередь касается железных и автодорог. Только по железным дорогам дефицит составляет 1,4 трлн рублей.
Маневр у г-на Левитина сильно ограничен. Или покрыть дефицит из бюджета. Или вводить новые сборы и повышать тарифы перевозок за счет включения в них инвестиционной составляющей. По словам министра, если речь вести о железной дороге, то тариф в 2009 году может дополнительно увеличиться в этом случае на 6--8% для грузовых перевозок. Он оговорился, что пассажиров «новшество» не коснется. В отношении автодорог речь идет о введении сборов за проезд по федеральным дорогам для грузовиков массой свыше 12 тонн.
Однако все эти идеи пока не выглядят как окончательное решение. Премьер Виктор Зубков поручил Минтрансу, Министерству экономического развития и Министерству финансов до 15 мая доработать программу, чтобы прийти к согласованным решениям по размерам тарифов на транспортные перевозки и финансированию дефицита программы. То есть принимать ее будет уже другое правительство -- по крайней мере другой премьер-министр. А нынешний премьер отметил похвальное желание Минтранса проводить «гибкую тарифную политику».
Больше всех дефицитом денег на дороги оказался недоволен мэр Москвы Юрий Лужков, поскольку из 4 трлн руб., которые должны, по планам, пойти на развитие Московского транспортного узла, найдено лишь 30%. Мэр потребовал пересмотра цифр, чтобы до 2015 года город смог получить все деньги. Г-н Лужков в своей транспортной тарифной политике не так гибок, как г-н Левитин, и готов в очередной раз без всяких экономических изысков на 50% увеличить транспортный налог для жителей столицы. Другие региональные лидеры требовали от центра софинансирования метростроя, хотя бы в пропорции 50 на 50.
Г-н Левитин отчитался по срокам строительства наиболее амбициозных проектов. Так, автомагистраль Чита--Хабаровск должна быть сдана в эксплуатацию в 2010 году. Скоростную платную дорогу Москва--Санкт-Петербург обещают построить к магическому 2020 году, на который сейчас модно переносить самые амбициозные планы развития страны. Но два участка платной трассы между двумя столицами сдадут несколько раньше. Первый этап строительства начнется в 2009 году от МКАД (15 км) до 58 км в районе Солнечногорска и Клина. «Это самый дорогой и сложный участок трассы, -- пояснил г-н Левитин. -- Там тяжелые развязки и мост». К 2012 году, надеется министр, этот участок будет сдан. Второй этап -- строительство 50-километровой дороги от Санкт-Петербурга. Его строительство завершится в 2015 году. А уже в июне текущего года Минтранс назовет имя компании -- строителя трассы.